С 28 по 30 мая в арт-галерее Anna Nova состоялась открытая образовательная программа, в которой приняли участие художники, кураторы, искусствоведы и арт-критики: Анатолий Осмоловский, Олеся Туркина, Евгения Кикодзе, Сергей Братков, Дмитрий Озерков, Кэтрин Беккер. В рамках мероприятия были проведены два диалога и круглый стол, на которых обсуждались проблемы современного искусства, обучения молодых художников, взаимосвязи искусства и образования и много других актуальных вопросов.
В данной статье представлены основные вопросы и ответы участников, родившиеся в ходе дискуссий.
Вопрос: что такое кураторство?
Ответ: кураторская работа с художниками является психологически тяжёлой. Художник всегда более фундаментален, куратор в данном взаимодействии находится на более слабой позиции и должен работать постоянно.
Основная задача куратора — делать такие выставки, чтобы через несколько лет у других возникало желание их восстановить и воспроизвести в новом виде. В практике куратора необходимо отталкиваться от того, что создаёт художник, чего он хочет и к чему стремится. Нужно выделять близкие между собой тенденции. При подобном подходе возможно избежать манипуляции во взаимоотношениях. В образовательной деятельности кураторы, как правило, сами учатся у своих учеников чему-либо, взаимообогащаются.
Вопрос: почему художник перестаёт быть интересным?
Ответ: на протяжении уже многих лет в искусстве нет востребованности и нет инфраструктур, позволяющих художникам себя реализовать. Соответственно, и стремление к развитию у них пропадает. Так получается, что молодые художники создают себе много иллюзий, и как следствие, часто испытывают разочарование. Это является основным механизмом естественного отбора в сфере искусства и художественной деятельности. Человек сначала перестаёт проявлять заинтересованность, а потом перестаёт существовать и как художник.
Вопрос: является ли компиляция проблемой в искусстве?
Ответ: считается, что компиляция – серьёзное препятствие в процессе развития и деятельности художника, но, на самом деле это не совсем так. С дидактической точки зрения, можно сказать, что копирование даже целесообразно, особенно когда речь идёт об осмыслении памяти и следа, переносе деятельности. И в этом ничего плохого нет. Ведь, как известно, кубические картины Малевича заимствованы. А иногда бывает и так, что художники, даже не зная друг друга, создают идентичные арт-объекты. Но, не смотря на это, русские художники пытаются быть честными, стараясь не копировать с чужого полотна.
Вопрос: как живётся художнику в современной России?
Ответ: «В России быть художником – всё равно, что жить в лагуне и не стать жабой», — как выразился Анатолий Осмоловский. Современным художникам важно знать историю искусств, чтобы понимать и разбираться в её направлениях. В искусстве существует определённая логика, которой можно либо следовать, либо противостоять. Для российского художника необходимо иметь свою политическую позицию. Обязательно в себе нужно воспитывать и осознавать «друговость» — понимание своей индивидуальности, хоть нашему обществу и не хватает права быть «другими».
Вопрос: можно ли научиться быть «другим»?
Ответ: да, только важны способы взаимоотношения и активная позиция зрителя, потому что «друговость» появляется при взаимодействии и искусством. Произведение искусства должно в себе таить сублимированный фокус, как в цирке, и основная работа художника заключается в создании такого контакта, при котором зритель бы наименовал произведение искусства. Необходимо вывести человека из ригидного состояния в активное. Современное искусство выталкивает из человека его индивидуальность.
Современное искусство – это хороший инструмент для его понимания в историческом процессе.