Опубликовано: 19 апреля 2013 09:52

ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Акафистная суббота.

В субботу на пятой неделе Великого поста Православная Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице «Одигитрии». Празднество это установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов.Когда император Константин Великий основал Константинополь, то посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву не только своею покровительницей, но созданного им города. Многие храмы в Константинополе были воздвигнуты в Её честь. Во Влахернском храме хранилась святая икона Пресвятой Богородицы, писанная святым евангелистом Лукою.В достопамятную ночь, когда соединённые силы неприятеля с моря и с суши двинулись на сокрушение константинопольских стен, внезапно напротив самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила практически все суда. Тогда-то благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени в воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы – суббота пятой седмицы (недели) Великого поста.Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе среди царских чертогов в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные останки земной Её жизни — риза и Её пояс, но в IX веке праздник этот сделался общим для всей Восточной Церкви.

Источник: Сайт "Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы", автор - Валерий Мельников. 

                   

                   Описание иконы Похвала Пресвятой Богородицы из книги Е. Поселянина.

В 625 году Греческий царь Ираклий пошел походом на персов. Царьград остался без войска и императора. Эти обстоятельства счел чрезвычайно удобными для себя хан Аварский и двинулся на Царьград, который осадил и с суши и моря. Можно представить себе отчаяние почти беззащитных жителей. Патриархом Цареградским был в то время Сергий, муж сильного характера и великой веры. Он утешал паству надеждой на Бога, утверждал, что Бог рассеет бедствия и разрушит замыслы врагов.В Царьграде было много чудотворных икон Богоматери. Патриарх совершил с ними крестный ход по стенам города. Когда враги, опустошив окрестности столицы, стали готовиться брать город приступом, патриарх вторично обошел стены, обнеся вокруг города величайшие святыни христианского мира, именно: Животворящее древо Креста Господня, Нерукотворенный образ Христов, Богоматернюю икону Одигитрии и ризу Богоматери. Обойдя город и совершив молебствие, патриарх в порыве величайшей веры погрузил ризу Богоматери в море, произнося слова псалма: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут».Хан Аварский готовился со всеми своими силами обрушиться на город. Из Константинополя послали к нему послов, уполномоченных договориться с ним о мире, но тот, приняв предложенные подарки, сказал им: «Не надейтесь на вашего Бога. Завтра я возьму ваш город. Единственная моя милость состоит в том, что я беспрепятственно пропущу тех, кто желал бы из города заблаговременно выйти. Завтра я превращу Царьград в пустыню».Получив такой жестокий ответ, жители мировой столицы снова излили в скорбной молитве всю свою душу. Между тем хан велел наполнить Золотой Рог челноками и дал приказ одновременно идти с суши приступом. Но Богоматерь вдохновила защитников Царьграда и вложила в сердца их дивное мужество. Все приступы были повсюду отбиты, а в то же время морская стихия, освященная погружением в нее ризы Богоматери, взволновалась бурей и потопила множество аварских челноков. Хан видел с высокого холма поражение и бегство сухопутной силы своей, гибель своего флота. Он бил себя в грудь и лицо руками, видя окрестности Константинополя, усеянные трупами аварских воинов. Ночью жители, открыв ворота, сделали вылазку и перебили еще много неприятелей. Хан отступил, а город наполнился великой радостью, и всю ночь константинопольские улицы и площади оглашались песнью в честь Богоматери. Через 30 лет совершилось новое чудесное избавление Константинополя от сарацин силой Богоматери. Полчища их были разбиты, а большая часть флота истреблена греческим огнем и бурей. Через полвека подступили к Константинополю сарацины на 1800 судах. Жители искали заступничества у Богоматери. С Крестом Животворящим и иконой Одигитрии они обходили город, в слезах взывая к Богу о милосердии. Поднялась в Эгейском море буря, и сарацинский флот был весь разрушен. Едва спаслось 10 судов. Трупами завалены были берега близлежащих островов и входы в гавань.В память всех этих многократных побед, одержанных силой Пречистой Девы, установлен в Константинополе в субботу 5-й недели Великого поста праздник Похвалы Богоматери. Он совершался сперва в царских чертогах, и народ проводил там всю ночь, воспевая акафист, т. е. пение неседальное. Акафист этот сложен в честь заступничества Богоматерью Константинополя и представляет собой высочайший образец молитвенной похвалы и безбрежного сердечного умиления. Сколько говорят сердцу христианина, который видел над собой заступничество Богоматери, рассеяние Ее силой великих опасностей, такие, например, слова: «Взбранная Воевода, как имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи!» Из Царьграда праздник Похвалы Богородицы перешел в другие города и постепенно стал общим в церкви восточной. В России с особым торжеством совершается он в Киево-Печерской лавре, где ко всенощной украшают местную икону Богоматери цветами и зажигают пред ней множество лампад.Икона Похвала Богородицы, пред которой читался в Царьграде акафист Богоматери, находится теперь в Афонском Дионисиотском монастыре, куда икона пожертвована императором Алексеем Комненом ктитору этой обители св. Дионисию. Икона прославилась чудесным истечением мира. Дважды (в 1592 и 1767 гг.) икону похищали, но оба раза она защитила сама себя, и грабители возвращали ее. Так, в 1592 г. морские разбойники, захватив икону, отплыли с ней в море. В первую же ночь плавания Богоматерь трижды являлась атаману шайки и говорила ему: «Зачем ты посадил Меня, лукавый человек, в темницу? Верни Меня в Мое жилище, где Я мирно пребывала...» Но разбойник не внял этим словам. Тогда разразилась страшная буря, и корабль погибал. Разбойник бросился к иконе и увидел ковчег ее разбитым на мелкие части, а икону увлажненной благовонным миром, омочившим и покровы иконы. Разбойник принял икону на руки, и буря вдруг утихла. Разбойники погнали корабль к монастырю и вернули ему икону. Многие разбойники бросили тогда свое злое ремесло.В Москве есть две чудотворные иконы Похвалы Богородицы. Одна в Кремлевской церкви Спаса на Бору, другая в храме, посвященном этой иконе, у Каменного моста. В Нижнем Новгороде в Похвалинском храме также есть чудотворная икона Похвала Богородицы.

Источник: Книга "Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон" [1914]

                                                                           Описание: 1

                                                                      Описание: p29_1

                                                                    Описание: p29_2

                                                                     Описание: p29_3

                                                                      Описание: p29_4

                                                                Описание: p29_5

                                                                  Описание: p29_6

                                                                      Описание: p29_7

                                                                 Описание: p29_8

                                                                  Описание: p29_9

                                                           Описание: М.Б.Печерская

                                                   Описание: Похвала Богородицы

Описание: Похвала Владимирской иконе Божией Матери - Древо государства Российского

                                                                 Описание: похвала_10

Описание: Икона Божией Матери Киевская «Похвалы Пресвятой Богородицы» ювелир: Фирулин Михаил художник: Рожкова Марина скань, роспись по эмали.

Описание: Похвала Пресвятой Богородицы печерских чудотворцев 1686 г. Происходит из церкви Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского монастыря в Ростове. Дерево, темпера.

                                  Описание: Икона Похвала Пресвятой Богородицы. 19 век

Описание: Похвала Богородице, апостолы; XVI в.; Критская школа; местонахождение: Италия. Венеция. Музей Греческого института византийских и поствизантийских исследований; 87 x 68 см

                                                  Описание: Похвала Пресвятой Богородицы

                                                     Описание: Похвала Божией Матери.

Описание: Четырехчастная икона. Похвала Богоматери, Нечаянная Радость, Страстная. Семь спящих отроков Эфесских. Середина XIXв. Невьянск..JPG

Описание: Икона Похвала Пресвятой Богородицы. XVIII в., Россия, Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 42,6 х 37,8 см, дерево, темпера; оклад - серебро, басма, чеканка, резьба, золочение, жемчуг Иконография иконы "Похвала Богоматери" включает в себя Богоматерь в окружении 25 ветхозаветных пророков с развернутыми в руках свитках или книгах с текстами пророчеств и Христа Эммануила над Ней. Богоматерь и Христос Эммануил обрамлны переплетающимися процветшими ветвями. Слева от Богоматери представлены: первосвященник Захария, пророки Елисей, Малахия, Аввакум, Иаков, Моисей, Илья, Самуил, Давид, Исайя, Гедеон. Справа: пророки Софония, Аггей, Михей, Захария, Иона, Иоиль, Даниил, Наум, Аарон, Соломон, Иезекииль, Иессей. Пророки предстоят не по кгугу, а плотными горизонтальными рядами. Не все из изображенных пророков пророчествовали именно о Боговоплощении, что свидетельствует о том, что первоначальное понимание сюжета было до некоторой степени утрачено, и позволяет воспринимать эту икону как "собор" святых одного чина. Почти все пророки, за исключением Давида, Соломона, Моисея, представлены без своих традиционных атрибутов, свидетельствующих о Боговоплощении. Тема Боговоплощения получает дополнительное развитие в трех сюжетах, представленных в верхней части композиции. В центре - полуфигура склоняющегося Бога Отца в облаках, ниже розовый медальон с голубем, символизирующим Святого Духа. Вместе с изображением Христа Эммануила, благословляющего двумя руками, которое расположено прямо над Богоматерью, они образуют образ Святой Троицы. Слева представлено "Отечество" с предстоящими ангелами, а справа - "Собор Архангелов".

Описание: Похвала Богоматери (с акафистом). XIX век, Россия Место хранения: Нерехтский филиал Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "Ипатьевский монастырь" Реставрация: Реставрирована бригадой А.М.Малафеева в Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в 1990 году. Размер: 127,5 х 131,0 см Материал: Дерево, темпера Персоналии: Спаситель, Богоматерь, пророки: Захария, Елисей, Малахия, Аввакум, Иаков, Моисей, Илья, Самуил, Давид, Исайя, Гедеон, Софония, Аггей, Михей, Захария, Иона, Иоиль, Даниил, Наум, Аарон, Соломон, Иезекииль, Иессей.

                                     Описание: Икона Похвала Пресвятой Богородицы

Примечание от PRAVICON.COM: Данное описание было составлено в начале XX века и предлагается исключительно в качестве исторической справки.

культура искусство икона Во славу + Божию!
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА