Опубликовано: 16 октября 2012 10:34

Ар Деко и Джаз. ТАМАРА ДЕ ЛЕМПИЦКА.

Что мы знаем о людях и о времени? Насколько, в какой мере люди творят эпоху? А возможно, именно таинственная сила места и времени Genius Loci совершает с судьбами людей непостижимые метаморфозы... Может ли меняться время, не меняя людей, могут ли люди в точности соответствовать своему времени и какова цена этого соответствия?...И что в истории правда, а что - красивая легенда, делающая таким привлекательным образ ушедшего времени...

В Риме в выставочном комплексе Витториано в июне 2011 года прошла самая крупная за все время выставка знаменитой художницы эпохи ар-деко Тамары де Лемпицка, эмигрировавшей после революции из России и ставшей знаковой фигурой в изобразительном искусстве ХХ века. 

О себе художница писала: «Чудес не бывает. Есть только то, что человек творит сам». Тамара де Лемпицка вошла в историю своими удивительными женскими портретами, часто обнаженными, в стиле ар-деко. Вошла вопреки мнению большинства критиков, которые долгие годы, вплоть до самой смерти, называли ее салонной художницей. Однако сейчас представление об этой эпохе мы черпаем именно из ее работ и ее образа жизни.

Выставка в Риме имеет свою предысторию. И дело не только в том, что это самая полная экспозиция (90 живописных работ и 30 рисунков художницы, а также 50 редких фотографий, фильмы, оригиналы ее переписки с итальянским поэтом и драматургом Габриэле Д’Аннунцио). Эта выставка планировалась давно, но в силу ряда обстоятельств никак не могла состояться. С Италией художницу связывали воспоминания детства (она впервые приехала сюда в 10 лет и именно здесь увлеклась рисованием, пронеся на всю жизнь увлечение Боттичелли, Понтормо и Микеланджело). В 1925 году в Милане при поддержке мецената графа Эмиля де Кастельбарко состоялась ее первая персональная выставка: все 28 работ, несмотря на скептическое отношение критики, были с успехом распроданы. Позднее именно в Италию спешила Тамара в трудные моменты жизни, жила на Капри, а в последние годы жизни, уже в Мексике, дружила с Ее Величеством Марией Савойской, последней королевой Италии.

Тамара де Лемпицка и Сальвадор Дали на выставке художницы (Нью-Йорк, галерея Жюльена Леви). 18 апреля 1941 г.

Тамара всю жизнь мечтала быть светской дамой и жить за счет мужчин, но ей всегда приходилось зарабатывать на жизнь собственным трудом. Она умудрялась блистать в свете, шокируя его своими выходками, и одновременно много работала, чтобы обеспечивать себя. Она создала образ чувственной сексуальной женщины, совпавший с образом эпохи, знакомой нам по американским фильмам с Мэри Пикфорд и прозе Скотта Фицджеральда. Возникновение глянцевых журналов, расцвет домов моды, эпоха стиля, эпатажа...Со временем она и сама стала этой эпохой, ее неотъемлемой частью, завораживающей своим равнодушием, цинизмом и красотой.

Лемпицка всегда стремилась ни в чем не уступать мужчинам — ни в живописи, ни в одежде, ни в сексуальном напоре. Живопись этой польско-русской эмигрантки имеет ярко выраженные итальянские корни. Причем это не только связь с классической живописью. Газета Corriere Adriatica в те годы опубликовала уникальную заметку, описывающую посещение мастерской художницы основоположником итальянского футуризма Энрико Прамполини: «Сеньора Лемпицка пристально смотрит на Прамполини своими потрясающими зелеными глазами с длинными черными ресницами, которые бросают тень на верхнюю часть ее лица, который рассматривает ее картины. «Что вы думаете, Прамполини? — спрашивает она с легкой тенью беспокойства. — Ваше мнение очень важно для меня…» Происходит встреча двух мастеров современного искусства: картины Лемпицка любимы зрителями и уже есть в музеях, а Прамполини — гениальный футурист. Ответ Прамполини: «Ваши портреты — потрясающая панорама сексуальности и психологии плоти.

                                        Стиль Арт Деко возник он в 20-30х и явился отражением духа своего времени.

Ар Деко (фр. art deco, букв. — «декоративное искусство») — течение в архитектуре, прикладном искусстве, моде и живописи, возникшее в 20-е годы XX века. Получило название от Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности, состоявшейся в Париже в 1925 году. Для ар-деко характерен синтез модерна и неоклассицизма, его отличают строгая закономерность, геометричность, использование дорогих материалов (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро).

Хотите прочувствовать особое настроение «Века Джаза» (Jazz Age – такое название этому времени дал Фрэнсис Скотт Фитцджеральд в книге "Tales of the Jazz Age"), тогда возьмите книгу «Великий Гетсби» Фитцджеральда и «окунитесь» в нее под звуки джаза. 

Тамара де Лемпицка , основательница и звезда стиля Ар Деко, родилась в Варшаве в 1898 году (по другим данным в Москве в 1896 году) в семье состоятельного адвоката Бориса Горски, Тамара с детства росла и воспитывалась в великосветской атмосфере, не зная бедности и невзгод. После размолвки с матерью Тамара в 1914-м уехала из Варшавы в Петербург, к богатой тетке Стефании Йенсен. И здесь открыла для себя другое пристрастие - высший свет. Лемпицка отличалась сильным характером, приятной внешностью, умением правильно подать себя и добиться своей цели. 

В России она ведет светский образ жизни - общается с богемой, аристократами. Ей было всего шестнадцать. Дядя Тамары сосватал племянницу за красавца адвоката графа Тадеуша Лемпицки, дав за нее хорошее приданое. Впрочем, сама Тамара потом любила рассказывать, что сумела увлечь Тадеуша самостоятельно: пришла на маскарад в костюме крестьянки с гусем на поводке.  Спустя два года они обвенчались.

                                                                                  Портрет Тадеуша Лемпицки

Но семейное счастье юной супружеской пары длилось недолго.  В 1917 году жизнь Тамары перевернулась. Начались репрессии.  В декабре 1917-го чекисты арестовывают Тадеуша, ему грозит расстрел. И тогда Тамара, во имя спасения любимого человека, ценой супружеской измены со шведским консулом (возможно с датским), добывает для мужа иностранный паспорт. Они едут сначала в Копенгаген, а затем в Париж. В Париже им вечно не хватает денег, и даже рождение дочери Кизетты не подвигло адвоката на поиски работы. Тогда Тамара решет взять судьбу семьи в свои руки, и зарабатывать на жизнь искусством...

Как это часто бывает в жизни, внешне сильный Тадеуш не смог справится с такими жизненными сложностями. В Париже он впал в глубокую депрессию, начал пить. Тамаре же приходилось самой обеспечивать их финансово. Какое-то время они живут, распродавая семейные украшения.

Именно во Франции Тамара начала брать уроки живописи и вращаться в светских кругах. Спустя какое-то время постоянных усилий, Лемпицка становится популярна, и ее картины начинают приносить реальный доход. В этот же период в семье Лемпицки рождается дочка, Кизетта. В Париже Тамара учится у известных мастеров, классиков фигуративной живописи Мориса Дениса и Андре Лота, а также посещает Academie de la Grande Chaumiere.

 В 20-е годы погоду в искусстве делали журналы мод. Лемпицка удостоилась внимания Harpers Bazaar и других американских изданий. Однако для славы потребовалось нечто иное: роман с Габриеле Д Аннунцио, популярным писателем и общеевропейским ловеласом. Д Аннунцио заказывает ей портрет. Совместная работа над ним на вилле поэта приносит неизбежные плоды (сохранились смешные мемуары домоправительницы донжуанистого итальянца, где описана циничная история этого романа). После д’аннунциевского портрета о Лемпицка начинают писать, призы следуют один за другим

Тамаре удалось покорить Париж. Она знакома со всеми модными и влиятельными людьми, ей удается пристраивать свои работы в лучшие галереи, а за портретами к ней «выстраивается очередь». В 1929г ее автопортрет «Женщина в зеленом Bugatti» попадает на обложку известного немецкого журнала, который превозносит Лемпицку, как идеал женщины- самостоятельная, красивая, свободная…

                               

                                                             Автопортрет "Женщина в зеленом Bugatti".1929г

На одном из автопортретов Лемпицка изобразила себя за рулем зеленого «бугатти»: жесткий ракурс, ярко-алые чувственные губы, густые ресницы и холодный, устремленный вперед взгляд. Чем-то внешне она напоминает здесь героиню «Аэлиты», романа Алексея Толстого 1923 года. Женщина из будущего — белокурый локон, выбившийся из-под облегающего шлема, длинные водительские кожаные перчатки (точно так выглядит на фотографии 1925 года ее кумир Грета Гарбо за рулем автомобиля). В автопортрете художницы есть страсть и сексуальность — видно, что она ни перед чем не остановится, добиваясь победы. Это одна из шести работ, заказанных для обложки немецкого журнала Die Dame, который сделал Тамару символом женского освобождения.

Вообще, в этот период Тамара живет так, как всегда хотела. Она ведет исключительно светский образ жизни, вдали от мужа и детей. Становится скандально известна своими романами с женщинами.  Ее выставки проходят в Salone des Independants и Salone d Automne - престижнейших художественных заведениях того времени, где любили бывать Матисс и Пикассо. После тридцати она зарабатывает много, а похвал от профессионалов слышит все меньше и меньше. Зато двери лучших парижских домов открыты перед ней нараспашку. Она усвоила важную истину - когда пишешь портреты богатых и известных людей, частица из славы переходит и на тебя. Попытки совместить искусство с великосветской жизнью она не оставляет до конца своих дней.

В этот же период, она знакомится с Бароном Раулем Кюфнером, ее будущим мужем. Вместе они  в 1930-е гг.  переехали в Америку, где Тамаре так же были открыты все двери, она стала любимой голливудской портретисткой.  Она уже не Лемпицка, а Лемпика (так она себя называет) - связи с прошлым порваны окончательно, она не полька и не русская, а полноправная гражданка блистательного мира дорогих автомобилей и нарядов от-кутюр. В действительности у нее никогда не было «бугатти», был только маленький ярко-желтый «рено». Однако характерно, что она говорила: «Я всегда одевалась в соответствии с автомобилем, и автомобиль подбирала в соответствии с собой». Тамара использовала любую возможность для достижения успеха, не упуская ни единого случая сделать себе имя. В то же время Лемпика - завсегдатай светской хроники, участница вечеринок творческой богемы, ей приписывают бисексуальные романы с известными людьми, женщинами.

В 1943 году Лемпика и барон Куфнер переезжают в Нью-Йорк, где поселяются в шикарной квартире. Лемпика украсила свое гнездышко предметами антиквариата, которые барону удалось увезти из своего венгерского имения.После войны она ненадолго возвращается в Париж, чтобы вновь открыть свою студию, но вскоре возвращается в Америку, где работает над интерьерами частных квартир. Барон безумно любил Тамару, боготворил ее и ее картины. Они проживут вместе долго – 29 лет. Ему удалось найти ключик к ее внутреннему миру, вытащить из «тусовки» и совладать с её природой...Возможно...

После его смерти от сердечного приступа, она скажет: « Я потеряла, человека, который безумно любил меня; я потеряла человека, который безумно любил мое творчество и поддерживал меня – я потеряла все!». Больше она никогда не выйдет замуж, будет больше проводить время с дочерью Кизеттой и ее семьей.

         

Кизетта была предана своей матери, несмотря на то, что та почти не уделяла ей времени в детстве. В 1980 году, Лемпицка умерла во сне в возрасте 82 лет. Кизетта была рядом. Про безумную жизнь своей матери, дочь написала книгу «Passion by Design».

Тамара Де Лемпицка –женщина икона. Женщина, прожившая долгую, непростую, но интересную жизнь. Женщина, покорявшая всех, встретившихся на ее пути. Женщина, свободная от каких либо правил и запретов общества. Свободная женщина в зеленом Bugatti…

Сейчас, многие ругают ее стиль. Она любит яркие краски, четкие геометричные контуры. Некоторые, называют ее технику живописи «машинной».

Она прославилась своими портретами и откровенными картинами женщин.Большинство ее картин находятся в частных коллекциях, не теряют своей популярности и считаются хорошим вложением денег.

После смерти барона в 1962 году, Лемпика едет в Хьюстон, чтобы быть рядом с дочерью. В этом же году в Нью-Йорке открывается выставка ее новых работ, но критики встретили вставку холодно, что не замедлило сказаться на покупателях. Несколько поутратив былую славу, Лемпика продолжает работать. Но картины не покупаются и пополняют залежи на чердаке. В 1966 году в Париже проходит юбилейная выставка, после чего интерес к ее творчеству вспыхивает вновь.  В поисках новых   впечатлений она едет в Мексику, где поселяется в Куэрнаваке, в доме, построенном по проекту японского архитектора. Но и здесь она не находит покоя, скорбя о былых успехах, она ищет компанию молодых людей.

Всю жизнь она окружала себя молодыми людьми. И даже в Мексике ее жизнь скрашивал мексиканский скульптор Виктор Контрерас, который был в два раза ее моложе и которому она завещала половину своих работ. Лемпицка боялась старости и не могла с ней смириться. До последних дней ходила в ярких платьях и не любила смотреться в зеркало. Умерла Тамара во сне 18 марта 1980 года. Она завещала, чтобы после смерти ее прах был развеян вокруг вулкана Попокатепетль, который был виден с террасы ее дома, что и было исполнено с вертолета Виктором Контрерасом.

Источник: www.liveinternet.ru

культура искусство живопись
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА