Опубликовано: 28 января 2015 12:27

"Левиафан" - критический реализм в ленте Звягинцева. Правда лечит и спасает от безысходности.

 В финале фильма церковный иерарх, "окормляющий" злодея- губернатора словами "всякая(!!!) власть от Бога", произносит  замечательную проповедь в новом прекрасном храме, возведённом на пожертвования этого злодея....Священник говорит ничуть не хуже главного мастера проповедей. И ни у кого из присутствующих, понятное дело, не возникает и тени сомнения в его словах, поскольку они провозглашают великие христианские истины!        И тут мы вспоминаем начало фильма:    Этот злодей-губернатор (Вадим Сергеевич - артист Роман Мадянов), упиваясь возможностью от имени государства заграбастать личную и частную собственность предпринимателя Николая (современного Иова - артист Алексей Серебряков) обращается к упомянутому священнику, как к своему духовному отцу, желая найти ответ на вдруг возникший у этого бандита вопрос: а благославляет-ли Бог его беззакония?      И что же отвечает ему "поборник правды Христовой"?       Он убеждает щедрого жертвователя фактически в том, что поскольку "вся власть от Бога", то и душе злодея-правителя не повредит никакая жестокость и несправедливость по отношению к подданному. Губернатор сомневается и повторяет вопрос, но слышит тот же ответ.              При этом  современный Иов ,- несчастный Николай, попустительством Божием, претерпевает лавину страданий :  1.  Лишается  собственности, нажитой его предками (земля, недвижимость)(она понадобилась Вадиму Сергеевичу!). 2.Терпит измену любимой жены, и не с кем-нибудь, а с закадычным другом-адвокатом Дмитрием (артист Владимир Вдовиченков), приехавшим из Москвы защитить Николая от беспредела власти. 3.Терпит издевательства и насилия со стороны полиции по приказу управителя.4.Но Вадиму Сергеевичу этого мало, он,чтобы замести следы своего беззакония, решается устранить Николая и его жену Лилю одним ударом: убить Лилю, обвинив её мужа Николая в этом смертном грехе , ведь мотив (ревность) был известен всему городку,- после измены Лили с Дмитрием на пикнике.  5. В результате  незаслуженных  страданий и наговоров,-  суд осуждает невиновного Николая, как убийцу  жены Лили(Елена Лядова), и приговаривает его к 15 годам лишения свободы.          Трудно  одной  фразой  отозваться о фильме. Я убеждён, что даже если в нашей нынешней реальной России хотя бы в 5% случаев происходит подобное, то об этом надо кричать на весь мир и прежде всего по всем российским городам и весям.         А какие тут 5% ! Вы газеты почитайте! И уголовные дела!         Рецензенты весьма часто считают такое намеренное сгущение красок "чернухой", порочащей Россию в ущерб "целям художественного произведения" и даже приводят в пример "голливудский ХЭППИЭНД". А про Шекспира с его Гамлетом, Королём Лиром , а про Бесов, Бр. Карамазовых и муках Раскольникова  -  дружно забывают.  Дескать, почему Звягинцев не показал нам, как (в соответствии с Библией)  Господь смиловался над Иовом - Николаем и вернул ему поля,стада ,жён и детей! Хочется спросить этих "рецензентов" : А вы-то  видите выход из ситуации?  Может сам  президент за рулём вертолёта прилетит и имение вернёт и из тюряги вызволит? В принципе,чего только у нас не бывает, такое возможно в 1 - 2  случаях из 100!  А дальше-то что?     Вспомните, как в начале фильма пьяный губернатор, явившийся в захваченные им владения Николая,выкрикивает ему(в присутствии адвоката) следующее:            "Запомни,козёл,б...ь,у тебя никаких прав не было, нет и не будет!"      Вся властная структура региона,раздавленного этим негодяем-наместником, беспрекословно ему подчиняется. Надежд защититься от "государства", прибегая к помощи правоохранительных органов этого самого государства  нет там ни у кого и никогда. Водка разливанная и мат- два ярких проявления "самозащиты" населения от беспридела власть предержащих подонков.                          Все  мы знаем, что такое естественный отбор по Дарвину. И миллионами  жизней и геномов, буквально своими шкурами и мозгами вынуждены смириться с результатами перемалывания человеческого материала искусственным отбором  по Троцкому, Ленину, Сталину( Адольфа тоже нельзя забывать) :   лучшие  сыны и дочери многонациональной России, люди мыслящие , искренно честные,неподкупные,верующие в Бога и в любовь нелицеприятную - погибли в Гулаг,е           Те же, кто  на них доносил, в кровавом месиве выбивал обвинительные признания жертв, и худо-бедно выжил, остался запуганным рабом  и "дал многа плода" , которого и  воспитал в безбожии, страхе и рабской зависти, в готовности опередить ближнего в его "государственном" рвении, сесть над ним и тиранить.. или сразу упечь  на тот свет...         Личность при феодальном сознании массы общества (и телефонном праве) не значит "ничесоша". Юриспруденция в лучшем случае не мешает браткам творить расправу. В худшем - её и осуществляет. Конечно, всё это  "отдельные, встречающиеся исключения" - и судьи-то для чего-то существуют (не дай нам всем Господь это проверить на своей шкуре).        Заметьте, Звягинцев помещает негодяя-губернатора  в северную глубинку, куда ещё не успела дотянуться "справедливо карающая рука Москвы".  Но я благодарен Андрею Звягинцеву за то, что в финале фильма на площади перед новенькой церковью НЕ ПРИЗЕМЛЯЕТСЯ  вертолёт со справедливым президентом.     Такой  финал в ФИЛЬМЕ никому не нужен( не налетаешься!). А в жизни нужно только, чтобы власть перестала быть феодальной, уважала  достоинства и права собственности той личности,которая её выбрала, т.е. ЧТОБЫ ВЛАСТЬ УПРАВЛЯЛА в реальной  жизни по ЗАКОНАМ, изложенным в Российской Конституции.И контроль над властью совершался руками неподкупных судей. И чтобы власть уважала и опиралась на закон, а не решала по минутной прихоти, кто ей мил и выгоден, а кто неугоден.     Вспомним ещё раз финал фильма:          Православный проповедник мастерски говорит правильную проповедь в новёхоньком храме. И никто(и зритель в том числе) не сомневается в искренности местного церковного иерарха. Виновник трагедии - злополучный губернатор,слушая своего духовного наставника, - чувствует себя героем (он - отобрал собственность и упёк в тюрягу Николая,- как "убийцу своей жены"(по приговору суда),тем самым освободив место для строительства этого самого православного храма.              Тиран,действительный убийца Лили, только что радовавшийся приговору суда - 15 лет тюрьмы Николаю(как убийце по наговору власти), гладит по головке сына и говорит ему:  -" Это наш Господь,-Он всё видит".          И зритель понимает, как прав в данном случае злодей. И эти слова из уст виновника трагедии - единственное утешение, которое предлагает зрителю фильм: "Господь всё видит!".         Философские и психологические проблемы, поставленные фильмом, - стары, как мир, и вечны. "Что есть истина?"- спрашивает Понтий Пилат Иисуса Христа, перед тем, как отдать Его на суд синедриона: что есть ИСТИНА,- власть господствующих тогда фарисеев, не признавших Бога в нищем Сыне плотника из Назарета, или всё же ИСТИНА заключена во власти Господа, то есть во власти Правды, Любви нелицеприятной, Справедливости,во власти евангельских заповедей, во власти Милосердия к малым сим,к таким  вот несчастным Иовам, как Николай. .. Нашему современнику понятнее будет альтернатива: "лицемерие-искренность".Высшая Искренность - дар Господа, пришедшего в мир, чтобы этот мир исправить. Искренности противостоит лицемерие, - оно присуще власть предержащим фарисеям: "Мф 23 27. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты".        Священник, в наше время наделённый духовной властью, наделён и огромной ответственностью. Она прежде всего в практическом соблюдении евангельских истин, заповедей.       "  Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Ин. 13, 34)-  говорит Господь Иисус Христос.       К несчастью, духовный наставник,как мы видим в начале фильма(беседа светской власти и духовной), потворствует беззаконию управленца: священник даёт добро на попрание властью главной христианской заповеди о любви к ближнему.В рассматриваемом случае дело расходится со словами проповеди и оборачивается трагедией.              А блестящая проповедь священника отсылает зрителя к основной задаче, поставленной авторами фильма, и так блистательно ими решённой:  "Самое главное для нашего дня, чтобы мы никогда не изменяли православию и ВСЕГДА ГОВОРИЛИ ПРАВДУ"    Вот фильм и показал нам правду неприкрытую! Разумеется, в фильме показано сконцентрированное зло, как предостережение, а не как констатация, мол: "Вся Россия уже лежит во зле, ВСЕ священники потворствуют бандитам-управленцам".Но, повторяю, раз некоторая тенденция порока в обществе имеет место, задача критического реализма образно его обострить и преподать обществу урок, вызвав в зрителях эмоциональное неприятие беззакония...P.S.  "Критикам", обвиняющим Звягинцева в "чернухе", советую посмотреть фильм Юрия Быкова "Дурак".                 26 января 2015

культура искусство кино кино Левиафан Звягинцев Андрей Горькая правда лечит критический реализм современный кинематограф
Facebook Share
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА