Опубликовано: 25 февраля 01:39

Арифметика театра 2х2=7. Руководство по эксплуатации. Андрей Безукладников.

23 февраля 2020 Вчера в галерее «Здесь на Таганке» открылась масштабная выставка театральной фотографии «Арифметика театра 2х2=7». Принимаю в ней участие. Представлено 100 фото из моих съемок в Элетротеатре. Посмотрите небольшое любительское видео, снятое карманной видеокамерой iPhone 11 Pro, и вы почувствуете атмосферу вернисажа, пафос и масштаб замысла куратора Андрея Бартенева. Это наверное самая крупная выставка театральной фотографии в России, а возможно и в мире:-) Выставка работает с 23 февраля до 8 марта. Забавно, что это недолгий промежуток между мужским и женским праздниками и дата ее открытия выглядит так – 22022020. Красота! Интересно, что бы это значило? Открытие обошлось без куратора (где-то в отъезде), без торжественных речей, юркие официанты не обносили шампанским и профитролями, диджей выкрутил усилитель на максимум, чтобы пообщаться, нужно было кричать собеседнику в ухо без гарантии, что будешь услышан. Однако общение происходило бурное, гости смартфонили друг друга и делали селфи на фоне тотальной экспозиции. Почему тотальной? Не считал, но не ошибусь, если напишу, что выставлено не меньше тысячи изображений. Тысячи! Снимки одинакового размера квадратно-гнездовым методом в несколько рядов приколочены гвоздями к стенам. У муниципальной галереи нет средств на нормальное оформление. Хотя, может быть таков замысел куратора (об этом ниже). Было одно исключение, потому что автор предоставил свои работы уже оформленными в застекленные рамы. Но и ему не удалось избежать квадратно-гнездовой участи. Когда Бартенев предложил принять участие в выставке, первым желанием было отказаться. Считаю, что театральная фотография получает истинную ценность только в контексте спектакля, отражением которого она является, например в брошюре спектакля, журнальной статье о спектакле и т.п. Отдельно от спектакля театральной фотографии делать нечего. В большинстве случаев – это прикладная работа, требующая умения обращаться с техникой, небольшого фотографического таланта (не обязательно), и уважения, а еще лучше, любви к театру. Фотографии нужны театрам для документации и рекламы. Сегодня, когда у большинства наших театров нет штатных фотографов, репетиции и премьеры документируют на видео, но рекламная съемка спектаклей по прежнему востребована, хотя администраторы стараются снизить расходы на её производство до минимума. Не уверен, что театральная фотосъемка может прокормить фотографа и его семью. Не может. Только страсть фотолюбителя, и, возможно, чуть-чуть, авторское тщеславие, пополняют сегодня архивы театров добротными снимками. Хотя, повторюсь, это всего лишь техническая съёмка, по сути репродуцирование произведения, созданного творческим коллективом театра. Конечно не без исключений. Иногда театральная фотография сродни искусству, если в игру вступают по-настоящему талантливые фотографы. Именно таких авторов пригласил Бартенев. Пардон:-) Итак, Бартенев предложил принять участие в выставке. Бартенев – глыба! Мы давно знакомы, но я никогда с ним не сотрудничал. Поэтому решил рискнуть, тем более, он сообщил, что среди приглашенных фотографов Павел Антонов, который уже дал согласие. Знаю театральные съемки Павла – это роскошь. На выставке представлена огромная подборка его фотографий со спектаклей легендарного Роберта Уилсона. Ключевое слово здесь – «огромная». При квадратно-гнездовой развеске сотен отпечатков одинакового размера, уникальность каждой фотографии девальвируется, особенно, когда вся подборка состоит из тщательно отобранных работ. Зачем? Это риторический вопрос:-) «Выставка направлена на репрезентацию многогранности жанра театральной фотографии, на разницу художественных приёмов. Важно показать не «объединённые одним стилем, похожие друг на друга кадры», а индивидуальную работу фотохудожника с материалом, объектом, пространством. В этом случае «театральная фотография» как запечатлённая эмоция и попытка «остановить мгновенье» или, наоборот, потребность сохранить неостановимое, как факт истории, «задокументировать» театральное искусство», – сообщается в пресс-релизе галереи. Организаторам удалось собрать в одном пространстве талантливых фотографов, подчеркнуть многогранность жанра. И всё же тотальность подачи обрушивает на зрителя информационный поток такой силы, что едва ли тому хватит духа преодолеть его и рассмотреть в этих «фотообоях» сокровенное, присущее искусству фотографии. Поэтому, если соберётесь посетить выставку, советую отнестись к ней, как к хулиганскому жизнетворчеству светлейшего Андрея Бартенева, устроившего Большой взрыв в пространстве провинциальной галереи. Несмотря на разрушительную силу – взрыв созидательный и у вас есть только две недели чтобы успеть оказаться в эпицентре расширяющейся Вселенной Бартенева. Когда привыкнут глаза, постарайтесь внимательно всмотреться в отдельные фото, среди них немало шедевров. Получите огромное удовольствие!
культура искусство фотография фото фотография Арифметика театра 2х2=7, Андрей Безукладников, Андрей Бартенев, Таня Стрельбицкая, Здесь на Таганке
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА