Слово икебана пришло из японского языка и завоевало весь мир совсем недавно, в 50-60-е годы XX в.
Справка:
"Икебана или икэбана ( буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере.
В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала."
"Об искусстве Икебана обычно думают как о копировании естественных форм растений, как они растут в полях и горах. Однако икебана не является ни копией, ни миниатюрой.
В икебана мы аранжируем одну маленькую ветку и один цветок в безграничном космическом пространстве и бесконечном времени, и эта работа вмещает всю душу человека. В этот момент единственный цветок в нашем сознании символизирует вечную жизнь." Икэнобо Сэнкэй. «Истинная утонченность».
Это самые известные слова создателя стиля икебана Икэнобо- священнослужителя буддийского храма Роккакудо в городе Киото, жившего ещё в XV веке.
Икебана первоначально имела религиозную направленность и являлась всего навсего, подношением богам в японских храмах.
Япония, с тех пор- это страна, в которой цветы и умение составлять из них изысканные композиции считаются неотъемлемой частью национальной культуры.
Много веков назад буддийские монахи научились оживлять цветы, создавая из них и прочих природных материалов удивительные композиции.
Легенда:
Однажды, после особенно жестокой грозы, уничтожившей много цветущих садов, монахи воззвали к милосердию Будды, возложив к подножию его статуи сломанные цветы и ветки деревьев.
Монахи умоляли Будду воскресить то, что уничтожила непогода.
Увидев мёртвые растения, Будда, пожалев несчастных людей, совершил чудо.
И вскоре сады оправились от разрушений, деревья вновь стали плодоносить, и на них распустились цветы.
С тех пор в буддистских храмах стали специально устанавливать эффектные асимметричные композиции, которые получили название икебана, что переводится как «оживление цветов».
Икебана — это национальное японское искусство составления композиций из цветов, также известное как «kado» («путь цветов»).В отличие от обилия цветов, типичных для композиций западных стран, японская композиция цветов базируется на линиях прутов и (или) листьев, украшенных небольшим количеством цветов.
Контейнер — также является ключевым элементом композиции.
Структура японской цветочной композиции базируется на разностороннем треугольнике, очерченном тремя главными точками, обычно прутьями, в некоторых школах символизирующих небеса, землю и человека.
История:
Икебана достигла статуса художественной формы, независимой от ее религиозного происхождения, хотя и продолжала сохранять сильный символический и философский подтекст.Философский смысл икебаны- это обращение живых через мёртвые растения к душам своих предков, некое подношение, с целью их умилостивить и попросить о помощи.
Надо понимать, что для Японии культ поклонения предков - это не просто традиция, это неотъемлимая часть древней культуры, которую в силу своей исторической обособленности от остального мира, японцы впитывают буквально с молоком матери.
Первые преподаватели и студенты были священниками и благородными членами общества.
Однако, поскольку то время прошло, много различных школ возникло на основе старой, изменились стили, и Икебана стала реальной для всех представителей японского общества.
Влияние Буддизма:
Зарождение искусства Икебаны может быть отнесено ещё к VI в., к приходу Буддизма в Японию.
Часть обряда поклонения предполагало возложение цветов на алтарь в честь Будды.
В Индии, в стране зарождения Буддизма, цветы возлагались на алтарь не регулярно, а иногда только лепестки рассыпались вокруг.
В средневековой Японии к X в., японские буддийские монахи уже возлагали свои подношения в контейнеры. Возложения подношения на алтарь были обязанностью только священников данного храма.
Происхождение Икебаны:
Икенобо Сенкеи создал стиль «рикка» (постоянные цветы).
Этот стиль был развит, как выражение буддистами красоты природы, с семью отделениями, представляющими холмы, водопады, долины и другие виды природы, расположенные формализованным способом.
Среди священников и аристократов этот стиль становился все более утонченным до конца XVII века, в то время как растущий класс торговцев развил более простой стиль, названный «seika» или «shoka».
«Шока» использует только три главных отделения, известных как тен(небеса), чи (земля) и дзин (человек) и предназначен для того, чтобы показать красоту растения непосредственно.
Другая старая форма икебаны –«nageire» — используется только в чайной церемонии.
Первая из современных школ была сформирована, когда Охара Неголень и откололась от школы Икенобо в конце XIX века.
Школа Охара обычно делает «moribana» (сложенные сверху цветы) в мелком, плоском контейнере.
Школа была открыта, когда западная культура начала влиять на Японию, и стиль морибана часто использовал западные растения. Но это был все еще формальный стиль.
Влияние художественных движений начала XX в. привело к развитию композиций «jiyuka».
Несмотря на все изменения, икебана была все еще только искусством для высших сословий и монахов, простой народ не имел доступа к данному виду искусства.
В 1930-х годах и затем больше в послевоенный период, интерес к икебане стал намного более широко распространенным. Открывались школы икебаны, которые привлекали людей всех социальных классов.В течение многочасовых занятий, многие жены американских служащих, жившие в Японии, подняли это старинное искуство на новый уровень и позже помогли ему распространиться за границу.
Во главе с Тешигахарой Софуой, основателем в 1927 году школы «Sogetsu», дзэн-эйбана или авангардная икебана ввела все виды новых материалов, типа пластмассы и стали.
Сегодня, существует приблизительно 3 000 школ икебаны в Японии и более тысячи во всем мире.Школа Икенобо имеет приблизительно 60 000 преподавателей во всем мире.
Икебаной занимаются примерно до 15 миллионов человек в Японии, главным образом молодые женщины.
По прошествии времени Икебана стала основной эмблемой традиционных фестивалей, и международные выставки Икебаны стали периодически проводиться во всем мире. Были написаны правила, и материалы должны были быть объединены определенными способами.Икебана в современном интерьере:
В интерьере икебана создаст атмосферу Востока, подарит умиротворение и покой.
Икебана- это не только сочетание японской философии и эстетики: оригинальные композиции из цветов могут быть и просто очень красивым дополнением к интерьеру и придадут ему уникальность и неповторимость.
Икебану можно составлять как из живых цветов, так и из сухоцветов, корней и веток.
В японских интерьерах сегодня более популярны композиции из сухих цветов. Большинство растений и в “сухом виде” выделяют фитонциды и антисептические вещества, благотворно влияя на микроклимат в вашем доме или офисе, это ещё и ароматизаторы.
В настоящее время можно встретить большое количество цветочных салонов и студий, предлагающих икебаны.
Понравившийся букет вы можете выбрать по каталогу, и получить с доставкой на дом. Любители цветочных украшений могут составить икебану сами.
Главное правило здесь – простота и изящность.
Необходимые материалы – вазу, цветы (ветки и листья), а также специальную подставку “кендзан”, в которой фиксируются растения, можно приобрести, практически, в любом цветочном магазине.
Важно помнить, что сухим цветам нужна забота ничуть не меньше чем живым. При правильном уходе композиция будет сохранять парадный вид долгие годы.
Икебана из сухоцветов требовательна к влажности помещения и ее лучше не располагать на солнце. Если влажность воздуха менее 40%, то сухие цветы становятся слишком хрупкими. Икебану ни в коем случае нельзя ставить на батарею или подоконник.
Пыль с икебаны осторожно стряхивают перьевым веничком, а также сдувают феном со слабым напором холодного воздуха.
Японское искусство составления икебан предполагает наличие высокого эстетического вкуса у автора, оригинальный взгляд на вещи, умение сочетать фактуры, длину и виды разных цветов.
И, конечно же, главным правилом составления икебаны является то, что она должна рождать в душе чувство красоты и гармонии.
Мастер- класс:
Классическая школа икебаны предполагает, что композиция включает в себя три ветви, хотя в некоторых случаях допускается наличие даже девяти веточек.
Каждая ветка символизирует собой небо, землю и человека.
Композиции из веток принято разбавлять травами и небольшими по величине цветами.
Совсем необязательно для создания икебаны отдавать предпочтение экзотическим цветам. Чаще всего используются розы и хризантемы,и лишь иногда орхидеи.
Достаточно добиться такого эффекта, чтобы растения гармонично сочетались друг с другом и отражали собой то, что хотел сказать автор, создавая такую флористическую работу.
Главным принципом икебаны является то, что мастер должен отбросить все ненужное и лишнее, что может нарушить естественную красоту и пропорции живых растений, и сконцентрировать внимание на красоте цветов.
При создании икебаны обратите внимание и на выбор подставки или вазы, они также должны идеально соответствовать настроению и характеру самой композиции, не загромождать красоту цветов и растений, а, наоборот, подчеркивать ее.
Умеренность во всём и простота!
Как видите, жестких и строгих требований к составлению икебаны нет.
Однако не всякий букет живых цветов можно отнести к этой категории.
Один из лозунгов классических японских икебан: "Умеренность во всём, без излишеств! Отсеки всё лишнее и получиться красота".