Опубликовано: 05 ноября 2015 18:40

ВОЛОГОДСКИЕ СТРАНИЦЫ. "НА ИЗЛУЧИНЕ ВОЛОГДЫ-РЕКИ".

НА ИЗЛУЧИНЕ ВОЛОГДЫ-РЕКИ  (опубликовано в журнале "Божий мир")

Фиваидой Севера однажды была наречена сторона Вологодская, эта Богом означенная, Богом отмеченная земля Белозерья, что распростерлась по всему Русскому Северу. Необыкновенно притягательной силой обладает эта земля, на которой в стародавние времена подвизался целый сонм великих угодников Божиих.

         Ничто не стояло преградою ищущим себе уединения и безмолвия: ни леса дремучие, ни болота топкие, ни холод северный, и потому вся земля – «от берегов Нурмы и Вычегды – усеяна была монастырями и уединенными кельями иноческими»: Северная Фиваида создана более шести веков назад подвигами великих праведников земли Русской: преподобным Кириллом Белозерским, Ферапонтом и Димитрием Прилуцким.

         И как же еще проникновенно и точно сказал Иоанн Верюжский: «Это ангелы-хранители страны нашей, молитвенники перед Богом, покровители и защитники от врагов, наставники и руководители в деле спасения. Не знать их – значит не знать лучшего и мучиться жаждою при самом источнике вод».

         «Присным другом, сотаинником» преподобного Сергия Радонежского был преподобный Дмитрий Прилуцкий. От него он получил благословение на создание и обустройство монастырского общежительства – обители Прилуцкой. И вот на самом перекрестье духовных путей Севера, близ города Вологды, на левом берегу одноименной реки, на излучине – «сенокосной луке», определил преподобный место быть монастырю, от чего и название свое получил – Прилуцкий.

         Кто же он, преподобный Димитрий, чьими стараниями и молитвами была основана эта обитель?

         Неподалеку от старинного града Переславля, в деревне Веслево, от доброго корня, в семье купца Покропаева родился Димитрий. С юных лет своих, читая святые книги, возлюбил он Бога, и Бог возлюбил его. Видя же суету сего мира, вспоминал слова Евангелия: «Если не отречешься от всего, что имеешь, - не можешь быть Моим учеником». Вот так, по своей воле пришел Димитрий в Переславский монастырь Святой Богородицы, именуемый Горицким, и принял там постриг. За многие его добродетели сподобил Господь Димитрия принять сан священства.

         Спустя время задумал преподобный основать в Переславле новый общежительный монастырь «на Болоте» с церковью во имя Николая Чудотворца.

         Тогда же и случилось преподобному быть собеседником Сергия Радонежского. Часто Димитрий приходил к нему в монастырь Святой Живоначальной Троицы, где они «с любовью подавали друг другу благословение и духовное поучение…

         Преподобный Димитрий от роду был очень красив лицом, «словно древний Иосиф Прекрасный». Но не только телесная, но и «духовная красота и чистота, и Божия благодать всегда почивали на нем».

         «…видя себя в великой славе, людьми преумноженной, еще более Бога возлюбил, сочтя все сие за тщеты и не желая суеты тленного света… ушел из Переславля, взяв с собой лишь одного ученика – Пахомия…» Он направился на север, в сторону Холодного моря. «Пройдя через непроходимые леса и дебри, путь Божий вывел его к славному граду Вологде. Димитрий увидел город, украшенный многочисленными церквями».

         Вологда! Каким же красивым именем с незапамятных времен (аж с самого начала первого тысячелетия!) нарекли ее! А имя это означает – «светлая», «ясная», «чистая».

         Красавица-Вологда уже к XVI веку обрела положение крупнейшего церковно-духовного центра Русского Севера, стала негласной столицей Северной Фиваиды.

         И вот в трех верстах Вологды, стараниями и молитвами преподобного Димитрия возник Спасо-Прилуцкий монастырь, которому суждено было сыграть немаловажную роль в истории Русского государства.

         Все цари и великие князья Руси неоднократно ездили сюда на богомолье.

         Устроив большой общежительный монастырь, «святой стал жить неотлучно вместе с братиею». Узнав о святости его жития, начали приходить к нему и многие иноки из прежней его обители в Переславле… Великий князь Димитрий с радостью прислал ему богатые дары на устроение монастыря.

         Сердце преподобный имел простое и бесхитростное… «Преподобный одевал нагих, утешал печальных, помогал бедным, избавляя их от беды и исцеляя молитвою, выплачивая чужие долги и сам своим должникам прощал, одним словом избавляя от притеснения злых судей, грешникам был покаяния учитель, всем желая спасения. Часто блаженный подавал милостыню тайно от братии, чтобы те не роптали, погубив своим ропотом воздаяния будущего века».

         Множество чудес и пророчеств связано при жизни с его именем.

         Неисчислимые и несказанные чудеса и исцеления недугов исходят и от гроба преподобного Димитрия и до нынешнего дня.

         Таков он – небесный покровитель Вологды, принесший сюда священный огонь «всея Руси светильника» преподобного Сергия Радонежского.

         А свеча сия была возжена в лето 1371 года. Из небольшой обители монастырь превратился в один из крупнейших на Севере России. Начало возведения стен относится к 40–50 гг. XVII столетия. До этого же все постройки обители были деревянными, и только с начала XVI века стали возводиться каменные здания. Большим соборным храмом Всемилостивого Спаса было положено начало новому архитектурному ансамблю.

         Мощные и суровые башни по углам, вместе с каменными стенами и тремя ярусами бойниц, превратили монастырь в непреступную крепость, как бы предугадывая ход исторических событий. Стены толщиной в 2 м и высотой 7 м образуют неправильный четырехугольник с их общей протяженностью около километра. Венчание стен по древней традиции было сплошным, не расчлененным на отдельные зубцы. Башни, кроме Западной, шестнадцатигранные с мощными круглыми столбами в центре. Восьмигранная Западная башня – более декоративная. Роскошный наряд двухъярусных арок придают рельефные полуколонки и валики. Даже бойницы получили здесь нарядную обработку в виде кругов.

         Главный въезд в монастырь – это Святые ворота с небольшой надвратной церковью Вознесения.

         Венчает ее одна световая глава с широкой полосой декора, с рядами прямоугольных и круглых шишек, с бегунцом и поребриком между ними. Этот своеобразный декоративный убор является характерным наружным убранством построек Севера.

         Рядом с Вознесенской церковью взлетает ввысь стройная, оригинальная колокольня, выполненная также в традициях древней Руси – четырехгранная призма с легким восьмериком звона.

         Запевная, главенствующая роль в ансамбле Спасо-Прилуцкого монастыря принадлежит Спасскому собору. Воздвигнутый в 1537-1542 гг. взамен сгоревшего деревянного, что зафиксировано торжественной надписью на каменной плите, он царит над всем архитектурным комплексом монастыря.

         Зодчие, создавшие храм, добились удивительного своеобразия в облике собора. Его могучий кубический объем с тремя аспидами стоит на высоком подклете с двухъярусными галереями. И завершает его торжественное пятиглавие шеломовидные купола. Лаконизм, скупость в обработке фасадов еще более усиливают впечатление от образа собора: оконные проемы – без наличников, плоскости стен лишены декора и лишь только верхние части барабанов украшены широкими поясами кирпичного декора. Против главного, западного портала – большое каменное крыльцо с лестницей, выдержанное в лучших традиционных формах XVII века.

         Внутри Спасский собор не менее величественен и строг. Четыре могучих столба подпирают его своды, формируя тем самым скупой по декору, но тожественный по объему интерьер храма.

         Колокольня, стоящая рядом, сооруженная в 1644 г., удачно сочетается с архитектурой собора и выполнена в таких же строгих, но очень выразительных формах, с почти отсутствующим декором.

         С этим собором связано происхождение великолепной иконы «Димитрий Прилуцкий в житии», принадлежащей кисти прославленного живописца Древней Руси – Дионисия Мудрого. Датируется она 1503 годом. Эта икона по своему живописному мастерству стоит в ряду самых значимых творений иконографии Руси и считается единственным свидетелем работ великого мастера в Спасо-Прилуцком монастыре. Икона выдержана в светло-зеленой гамме, и весь ее колорит строится из тончайших оттенков зеленого. В ней шестнадцать клейм, рассказывающих о праведном пути преподобного чудотворца Димитрия Прилуцкого.

         Еще одним рукотворным памятником старины, связанным с именем преподобного и собором Всемилостивого Спаса, является так называемый Киликиевский большой запрестольный крест. Выполненный из дерева, двусторонний, восьмиконечный, он украшен медной золоченой басмой и восемидесятью четырьмя резными костяными иконами. Название же свое получил от греческой Киликиевской области, откуда был в древности вывезен. И, по преданию, был принесен Димитрием Прилуцким из Переславля и был водружен на месте будущего Спасо-Прилуцкого монастыря.

         Нарядно выглядит примыкающая с востока небольшая церковь Введения. Нарядность ей придает трехъярусный ряд стрельчатых кокошников и венчающий ее барабан с луковичной главой.

         К более позднему, XVII веку, относятся настоятельские кельи (покои архимандрита), братские погреба с сушилом, а также келарский корпус, примыкающий к ограде справа от ворот.

         К востоку от Введенской трапезной церкви – вызывающая умиление миниатюрная Екатерининская церковь. Рядом с ней – могила известного русского поэта Константина Николаевича Батюшкова, память о котором в Вологде и по сей день особо чтима.

         Нельзя не упомянуть и о деревянной шатровой Успенской церкви, привезенной сюда из Александро-Куштского монастыря. Это один из самых ранних шатровых храмов, можно даже сказать, древнейший памятник шатровой деревянной архитектуры, дошедший до наших дней.

         И ведь никакой дисгармонии с ансамблем монастыря! Какая-то судьбоносная схожесть у деревянных храмов, уцелевших во времени и нашедших приют у монастырей Северной Фиваиды.

         Пять веков при обители существовала книгописная и иконописная мастерские. Славилась она большой библиотекой, собранной вкладами великих князей, приношениями мирян, иноков других монастырей. В стенах обители начинали свой иноческий подвиг преподобный Феодосий Тотемский и два ныне известных агиографа – игумен Макарий и инок Логин.

         В смутное, бездуховное лихолетье, со времени своего закрытия в мае 1926 г., монастырь продолжал давать кров то пересыльным раскулаченным «лишенцам» из Украины, то становился интернатом для беспризорных детей, то терпел «воинскую повинность».

         И только в 1991 г. вновь стал действующим монастырем. Летом 1992 г. в его стенах торжественно было отмечено 600-летие преставления Димитрия Прилуцкого чудотворца, давшего светлое имя свое этой обители.

         Боголюбивые вологжане чтили имя святого, почти в каждом доме был его образ.

         На месте дома, где, по преданию, останавливался преподобный, была возведена вначале деревянная, а затем каменная церковь Димитрия Прилуцкого на Наволоке. Знаменита скудельница, упоминаемая в Житии преподобного Димитрия (часовенка недалеко от Троицкого монастыря, «что у Кайсарова ручья»).

         Место встречи чудотворной иконы преподобного Димитрия Прилуцкого после победы в Казани Ивана III в 1503 г. было отмечено постройкой церкви преп. Димитрия Прилуцкого (позже престол был освящен заново во имя равноапостольных Константина и Елены).

         …Тихо, незаметно несет река Вологда светлые, наполненные растворенной красотой луговин и полесий, воды. На излучине река как бы замирает, чтобы разлить перед монастырем зеркало своей воды. И отраженная в ней красота ансамбля усиливает ощущение единения Земли и Неба, что незримо присутствует в этом священном месте.

         Всегда молитвенной душе здесь покойно, уютно и благостно… Тихо, соразмерено Божьему времени, идут службы в монастырских стенах. Возносятся молитвы насельников…

 

культура искусство литература проза проза
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА