Опубликовано: 17 ноября 2015 09:28

ВЕСЕННЯЯ ПАСТОРАЛЬ

       Елей янтарный разливается:

                                               То солнце с неба проливается,

                                               То свет лазурный разливается

                                               Под серебристый перевзон…

                                                         «Весеннее настроение»

          Жанр пасторали – это незатейливая мелодия пастушьей свирели о Весне, о Лете, о Любви, о тонких человеческих переживаниях, сродни росткам пробуждающейся зелени на согретых проталинах Земли и тонким росчеркам птиц в ее небесных разливах. Жанр пасторали – это и идиллические картины окружающих приволий, милых сердцу деревушек, лесных просторов, лугов и речушек. Жанр пасторали, если быть поточнее – это танец Жизни пастухов и пастушек на Лоне Природы.

         И вот эта, чарующая глаз пастораль предстает предо мною во всей своей красе: стадо у речки Ущицы, фигурки пастуха и подпаска с пестрой, маленькой собачонкой, птицы в небе, дали туманные, леса и угорья с перелесками, да незаметно пролетающие мимо тебя весенние паутинки.

         Незабываемая картина Весны, ее звонкого начала на Тверском раздолье:

 

Безудержно весны начало:

Простор в узорочье горит,

Зелено-звонким покрывалом

Под сводом солнечным партии.

 

Пьянит, волнует – сердце бьется,

Ликуют звонкие ручьи…

…………………………………….

…………………………………….

 

         Бегут ручьи весенние, спешат к речке Ущице, чтоб завести с ней разудалое половодье, слиться в экстазе танца Жизни, в безудержном ее хороводе.

         И вот уже она, выйдя из своих берегов, затопила все прибрежные пространства, слилась с мелкими озерцами воды, перемешавшись с бочажинами, да болотинами, набралась у них цвет-золота, да шалой силушки чудодейственной.

         А по берегам, по затопленным прибрежьям, вступают в этот хоровод, ведут его плавно по раздольям тонкоствольные березки в белотканных одеждах своих, да с косыночкой прозрачною; кудрявые рябинки с шарфами-шлейфами своими нарядными; трепетные осинки с приспущенными ресницами, да зардевшимися ланитами; ольха разудалая, развеселая с ненаглядными сережками своими. А затем в круг врывается лихая вольница ветлы и краснотала вся в лаковых сапожках своих, в рубашках-косовороточках, да с заломленными набекрень картузами!

         И ведется этот хоровод под несмолкаемую Песню, далеко разносимую окрест, в исполнении пернатых певцов, этих самых лучших, Богом избранных, мастеров вокала. Но, когда наступает очередь соловья, все умолкают вокруг и уступают ему право запевное, потому что никто не может сравниться по красоте исполнения с этим великим Тенором Русской земли!

         Серебристая гладь воды отражает прозрачную голубизну неба, с плывущими по ней облаками, стремительный полет первых ласточек и необыкновенные кульбиты одуревших от счастья бекасов. Даже они, эти великие немые среди пернатых, тоже хотят, неистово хотят (!) включиться в этот хор, чтобы выразить в Песне те большие чувства, которые переполняют их. Тогда бросаются они с сумасшедшей высоты вниз головой, распушив перья своих пестрых хвостов. И ветер, стремительно несущийся им навстречу, приняв их перья за струны сладкозвучной лиры, выводит в них мелодию, бекасиную мелодию Любви.

         А из синь-леса кукушка голос подала, и ее время тоже настало. Место кукушке в этом хоре-хороводе отведено достойное. Как метроном, отсчитывает скромная певунья такты, не дает сбиться с ритма этой Божественной Песне. Ведет ее вместе с Солнцем, по небесному кругу с самого раннего утра и до заката.

         Наверное, не полной будет эта весенняя пастораль без двух ее фрагментов, которые запомнились, отчетливо запечатлелись в моей памяти и дополнили незабываемую картину Весны.

         На Егория, или как еще в народе называют Юрьев день, скотину в поле здесь, как и в давние времена, выгоняют вербой, срезанной в Вербное воскресенье, а то ведь иначе приплода не будет, болезни всяческие одолеют любимых буренушек, коз, да овец.

         А еще в эти дни, по народному календарю, обычно праздновали Новины и поселянки Тверской губернии выходили с отткавшими холстинами в поле, приговаривая, кланяясь на восток: «Вот тебе, матушка Весна, новая новинка!» Уж не ткут теперь в Земцах и окрестных селах холстов, а вот надежда, что матушка-Весна, одевшись в новинку, ниспошлет урожай в сады-огороды, осталась. А природушка, вместо бабьих холстов, свои холсты наплела-настелила, разбросав их по всему Тверскому раздолью!

         Весна! Онемень-краса! Опять все впервые! Опять все будоражит и поет! До самого донышка душа возликовала! Средь этих птиц, средь этих приволий, средь небоструйных струн, я весь в счастливом, радостном полете:

 

Динь-дон…

Динь-дон…

Под вещий колокола звон

Я пью до дна

С тобой, Весна,

Бокал янтарного вина!

………………………...

 

         Опьяненный этим Божественным напитком, я слышу, как разливаются окрест колокольные звоны Благовеста, славящие эти заветные места и скромных, простых ее жителей. С молитвой я обращаюсь к Всевышнему:

 

Храни, Господи, эту землю!

Дай, Господи, всем живущим на ней здравия душевного!

Утоли, Господи, их печали и недуги!

Добра и Мира, Света и Счастья подай им, Господи!

культура искусство литература проза проза
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА