Опубликовано: 14 октября 2016 14:03

Павловский анекдот. Поговаривают, что...

 Вот уже третье лето подряд даю душе ослабу: сбегаю к сАмому окошку...К "окну в Европу".Сама Европа последние годы не очень-то нас, старичков российских,ждёт: чего возьмёшь с пенсионера, свыкшегося уже и с санкциями.. и с капельницами.Но детище великого Петра, особливо когда "одна заря сменить другую..."- Великий Санкт - Петербург,- вполне самодостаточен. Не нуждается даже в таких избитых сравнениях, как "северная Пальмира", или "... Венеция". Его не смогли (не решились, не успели?) загадить даже новаторы-архитекторы, садисты-конструктивисты. Хотя это им удалось,например, в Берлине, или Лондоне, не говоря уж о первопрестольной.Моим любимым пригородом Ленинграда - Петербурга неизменно остаётся резиденция пожалуй самого загадочного императора российского - Павла - Павловск.,Смотрите  :http://slobodka48part2.gallery.ru/watch?a=bNHs-oGaD

                     Личность этого "Великого магистра мальтийского ордена",решившегося было на реформацию и масонства и российского крепостничества,смотрится привычней на строгом гатчинском плацу, а не в объятиях пасторальной неги павловского "английского парка".И всё-таки, истинным заветным гнёздышком Павла и его второй законной супруги Марии Фёдоровны (София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская)был тогда так называемый "Собственный садик"прямо перед павловским архитектурным шедевром в стиле ампир..Он был задуман, как уютный уголок под открытым небом для отдыха великокняжеской четы. Сюда Мария Федоровна и Павел I могли попасть непосредственно из своих покоев, что и определило интимный характер сада, созданного только для его хозяев.Несмотря на свою нарядность Собственный садик выглядит совсем домашним и словно продолжает покои Большого дворца, в нем нет ничего торжественного.Павел...,"БЕДНЫЙ ПАВЕЛ"..."...умный, просвещенный и добрый человек, загнанный бесчеловечной русской историей в тупик политического безумия и истерической тирании, самый одинокий, несчастный и непонятый деятель XVIII столетия. Царствование императора Павла I стало последней неудачной, суматошливой, трагикомической попыткой завершить дело Петра Великого, то есть силой навязать "сверху" расхлябанной, вконец избаловавшейся при снисходительной императрице Екатерине II Обломовке-России правильные европейские формы и прусский порядок во всех сферах ее привольного и бескрайнего бытия."http://www.masonry.ru/demo/p14.htm"Павел был первый противодворянский царь этой эпохи (...), а господство дворянства и господство, основанное на несправедливости, было больным местом русского общежития во вторую половину века". В.О.Ключевский. Итак -"первый противодворянский царь"На мой взгляд,это достопамятная заслуга Императора Павла...Но вернёмся к садику...Сейчас самым заметным объектом "Собственного садика" является чудесная беседка со скульптурой "Три грации",смело приветствующей входящих тремя недурственными задиками.Почему-то тут на ум пришёл стих А.Вознесенского: "Он вышел в сад. Смеркался час. Усадьба в сумраке белела, Смущая душу, словно часть незагорелая у тела".Поговаривают, что соотечественник Марии Фёдоровны, придворный немец Ганц Шреде, с трудом привыкавший к русскому языку, заставил как-то императрицу смущённо покраснеть. На вопрос Марии Фёдоровны, что в Павловске его больше всего поразило, Шреде восторженно выпалил: "Я в восторге от Вашего СОБСТВЕННОГО ЗАДИКА, наконец-то я его увидал!" Тут же поняв свою ошибку, он решил всё обратить в шутку, и добавил: - "Вашего,но единого в трёх персонах". Потом он оправдывался сложностями русского языка: "Не пойму, почему большая церковь и загородка на русском звучат почти одинаково - собор и забор."Прохаживаясь под кронами древних лип, между затейливых фуксий и неведомых заморских соцветий,среди мраморных ваз с живыми белоснежными,кремовыми,нежно-розовыми пионами,в обществе мраморных и бронзовых дам с обнажёнными на показ откормленными(но в меру)ляшками,я так размечтался,что представил себе, как Павел,прибегал сюда, уставший от бесконечных плац-парадов, от смертельно бледных,дрожащих в ожидании плетей,солдатиков..Прибегал как в Эдем, под крылышко своей плодовитой немки, царицы Марии Ф. (она родила ему 10 детей!). Его,понятное дело (думал я), тянуло от насилия к созиданию, от жалкого безобразия непутёвых рекрутов, к европейской красоте жёнушки Машеньки..И хотелось сразу всего и сейчас! А Мари была вся в бесчеловечно бесчисленных юбках-кринолинах...Как преодолеть все эти крепости, да самому,без Сашки Суворова."Ваше Величество! Обождите пока Матушка будут готовы...Не соизволите-ли всемилостиво к беседке прогуляться?"- слышался мне заискивающий голосок царского прислужника.Вот и прохаживался нетерпеливый августейший супруг вокруг "трёх граций"...И набирался внутреннего огня под открытыми на все три стороны света прелестями августейшей супруги-родительницы, давшей России, кстати сказать, и Александра первого и Николая первого.Прохаживался.. и готовился,полагал я, к созиданию нашей истории.Ведь ЭТО дело Павла, согласитесь, было куда более достойным памяти и уважения, чем реформы,экзекуции,или мечтавшееся ему освобождение Константинополя-Стамбула от басурман.Но,дорогие читатели,- не было при жизни императора Павла, задушенного 12 марта 1801 года в Михайловском (Инженерном) замке Санкт-Петербурга, не было в "собственном садике" ещё ни беседки, ни статуи "три грации". Только в 1802 году Мария Фёдоровна получила от сына (императора Александра первого)в подарок ко дню своего рождения эту довольно дерзкую и для наших дней статую( Паоло Трескони по проекту Карла Росси)трёх богинь-граций: "праздничной радости"-Эвфросинью,"сверкания и блеска"- Аглаю, "цветущего счастья"- Талию.

культура искусство литература проза проза
Facebook Share
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА