Опубликовано: 13 мая 23:49

Остров слез Спиналонга

Остров слёз Спиналонга

«Камни в пустых домишках

скрывают ад вчерашнего дня,

плач и крики сотен больных.» 

(из статьи в греческой газете)

         Предисловие: Недавно я посмотрела греческий сериал «Остров», по мотивам одноименного романа Виктории Хислоп, и в памяти сразу же возник остров Спиналонга, где я была лет 10 назад. 

В греческий архиппелаг входит более 3000 островов, большинство из которых необитаемы.

В период страшного обнищания, Греция давно распродаёт свои бесхозные острова в частную собственность, но есть острова, которые никогда не будут выставленны на продажу.

Это острова -природные заповедники: острова- птичьи базары, остров "козерогов -кри-кри"- местных горных козлов с закрученными штопором рогами, пещерный заповедник, заповедник морских черепах и ящериц и т.д. 

Есть острова- монастыри и уединённые молитвенные поселения, острова- скиты, и острова -часовни.

Есть острова- памятники старинной архитектуры.

Есть острова- исторические заповедники: остров Барбароссы - известного рыжебородого пирата- грозы Средиземноморья, пиратские острова и острова- крепости, остров Спиналонга, тоже относится к историческим памятникам, только история его страшная и трагическая...

Спиналонга- стал извесен миру, как остров прокажённых и как самый последний лепрозорий Европы...

         Спиналонга – небольшой остров около Крита, расположенный в области Лассити в заливе Мирабелло, к северу от деревень Плака и Элунда (ныне известный курорт на Крите). Именно оттуда мы и преплыли на Спиналонгу на небольшом паруснике.

Древнее греческое название острова – Калидон, но после захвата венецианцами в XVI веке остров был переименован в Спиналонга . 

Существует две версии происхождения названия. Первая, что название определено формой острова, которая напоминает длинный шип (от ит. spina – шип, longa - длинный). Вторая версия, что название произошло от топонима «Стин Олунда» (В Олунде), в связи с трудностью произношения венецианцами было искажено в Спиналонде, и в дальнейшем в Спиналонга. Данное название уже использовалось для одного острова в Венеции, в настоящее время носящего название Giudecca. В 1957 г. при изменении всех иностранных топонимов на греческие, остров был вновь переименован в Калидон.

 

       Из-за постоянных пиратских нападений с середины VII века до середины XV века Элунда и большая часть прилегающей к ней территории были практически безлюдны. Когда же Крит попал в руки к вездесущим венецианцам, во времена расцвета богатых купеческих республик (Венеции, Флоренции и Генуи), они открыли здесь добычу соли и район стал экономически развитым и обитаемым.

       Венецианский картограф Винченсо Коронелли (Vincenzo. Coronelli) утверждал, что Спиналонга не всегда был островом. В 1526 году венецианцы решили отделить часть полуострова Колокифа неглубоким проходом 170-и метров и создать неприступный остров-бастион для усиления защиты порта Олус (нынешняя курортная Элунда), но данная информация пока остается неподтвержденной.

       До XVI века на острове сохранялись остатки древних крепостных стен защищавших Древнюю Олунду, поверх их венецианцы построили свои крепостные стены (1579-1586 гг.) и возвели крепость с 35 пушками на развалинах древнего акрополя. Здесь до сих пор находиться самый глубокий колодец в мире, вырубленный в скале вручную.

Тогда Кипр был уже захвачен турками, и было очевидно, что скоро придет очередь Крита. После захвата Крита в 1649 г. турками Спиналонга оставался в руках венецианцев до 1715 г. Многие христиане нашли убежище на этом маленьком островке, спасаясь от насильственного обращения в ислам

Турки, заселившие Спиналонгу после захвата, занимались в основном судоходством, рыболовством и торговлей. В середине XIX века численность населения возросла, поскольку остров являлся центром торговли. В 1834 г. на острове проживала 81 турецкая семья, а в 1881 количество жителей достигло 1112 человек. Турки нашли убежище на Спиналонге после Критских Революций 1866 и 1878 гг. После 1898 г. большинство жителей покинуло остров, муниципалитет был упразднен, и в 1900 году на нем оставалось всего 272 жителя (турки).

        30 мая 1903 г. было подписано решение об использовании острова для колонии прокаженных, куда и были отправлены первые 251 прокаженных с Крита, чтобы изолировать их от здорового населения.

        Ранее, прокаженные из-за своего ужасного вида (при этой болезни, завёзённой в Европу ещё во времена крестовых походов, отмирали части тела и куски плоти больных, при полном отсутствии чувствительности, человек буквально разрушался на глазах) и её заразности больные жили, отторгнутые местным населением, на отдаленных границах городов, в местах называемых «meskinies» (мескиниес), прося милостыню у путников.

На Крите еще сохранился топоним Мескинья, например, в Рефимно и Ираклио. А именно, в Ираклио, речь идет о районе Хрисопиги, расположенном южнее Проспекта Икара, до района Порос.

Условия проживания в мескиниес были тяжелые, отсутствовало необходимое лечение, а вирус проказы считался заразным и неизлечимым.

В то время люди безумно боялись лепры, и прокаженные должны были носить колокольчики, чтобы здоровые могли заранее отдалиться от них, чтобы не заразиться.

Тогда еще не было известно, что большая часть населения имеет природный иммунитет против проказы, и риск заражения был намного меньшим, чем казалось. Поэтому островок был идеальным решением для изоляции больных и для спокойствия здорового населения.

Спиналонга отличалась легким сообщением с сушей для перевозки больных и продуктов, а так же на нем было множество пустых, брошенных турками, домов.

        После 1913 г. (год объединения Крита с Грецией) количество больных на острове достигло 1000 человек, их привозили уже со всей Греции, а позднее и из-за рубежа, со всей Европы. Спиналонга в те годы становится Международным Лепрозорием.002

 

Изначально условия жизни на острове для больных были ужасные, Спиналонга представлял собой бесконечные трущобы, погрязшие в полной нищете и убожестве, кладбище с отсрочкой, без малейшей организации, без лекарств, без надежды.

Многие умирали, обезображенные и всеми забытые. Больные на Спиналонге получали небольшое ежемесячное пособие, которого иногда не хватало на еду и лекарства. В тот сложный период Греция, истерзанная чередой войн (Македонская, Балканская, Первая и Вторая Мировые, Гражданская), пыталась с трудом подняться на ноги, и этот факт, который затруднял жизнь прокаженных на острове.

        Не смотря на все трудности, эти люди не только не опустили руки, но и развили самоорганизованное, обобщённое от мира общество со своими правилами и ценностями.

Заключали браки, хотя это и было запрещено законом из-за их болезни, рожали детей – некоторые из которых появлялись на свет здоровыми.

На острове также действовала Церковь Святого Пантелеймона, построенная больными, где вел службы один смелый священник, будучи здоровым, он добровольно вызвался разделить свою жизнь с прокаженными.

Открывали кофейни, пекарни, парикмахерские, магазины для улучшения своих же условий жизни.

На небольшое пособие покупали необходимые продукты на маленьком базаре, который организовывали крестьяне с Плаки у ворот острова.

Оплачивались покупки специально стерилизованными деньгами, то же самое происходило и с письмами прокаженных.

Те, у кого были на то физические силы, занимались садоводством и рыболовством.

Ситуация стала изменяться в 1936 г., когда на остров прибыл больной Эпаминондас Ремундакис, студент третьего курса юридического факультета, который стал основателем «Братство Больных Спиналонги» и боролся много лет за улучшение условий проживания больных.

Благодаря деятельности общества на Спиналонге были отштукатурены дома, была открыта окружная дорога, организована служба уборки улиц, был построен театр, кинотеатр, а из динамиков на улицах постоянно была слышна классическая музыка.

Так жизнь прокаженных стала напоминать что-то близкое к жизни нормальных людей за пределами этого острова. Даже электричество на Крите впервые появилось именно здесь.

Ремундакис после закрытия колонии прокаженных на Спиналонге был переведен в Лепрозорий Святой Варвары.

        В 1948 г. в Америке было открыто лекарство, лечащее вирус лепры. По этому с 1948 по 1957 гг. количество больных на острове значительно уменьшается.

Некоторые вылечившиеся вернулись домой, другие 20 тяжелобольных были перевезены в Афины для наблюдения в специальную Больницу Инфекционных Заболеваний, расположенную в местечке Святая Варвара в Эгалео. К остальным же судьба была не столь благосклонна и они были похоронены на клодбище Спиналонги…

       После отъезда последних больных в 1957 г., остров был заброшен и оставался без жителей многие годы, таким образом, важные исторические памятники пришли в запустение. Большинство построек Лепрозория полностью разрушились, очевидно, что ни у кого не было желания хранить скорбные воспоминаний о недавнем прошлом!

       Не обошлось и без страшных тайн на Спиналонге.

В годы гражданской войны, а так же еще одно десятилетие после нее, сотни здоровых людей, политически неблагонадёжных, высылали на Спиналонгу. Их наказанием было заразиться страшной болезнью и уже никогда не вернуться домой.

Впервые результаты журналистского расследования были представлены в передаче Костаса Хардавелласа «Atheatos Kosmos» в конце 2010 г. Поводом обратить внимание на эту тему, стал все тот же пресловутый сериал «Остров».

В наши дни Спиналонга признан археологическим памятником, некоторые здания реставрируются. Остров является популярным направлением для экскурсий и купания. Его посещают более 300 000 человек в год (около 1200 – 1500 посетителей в день), что возводит его в первую пятерку  – после византийских археологических достопримечательностей, Греции. Не смотря на это, некоторые руины, следы не столь древней эпохи остаются, чтобы напоминать об этих стойких несчастных людях. Трогательно выглядят расставленные повсюду теперь зеркала, которые не использовались больными, чтобы не замечать своего уродства, как напоминание... Чёрныё траурные флаги установлены по периметру острова, как когда-то, чтобы оберегать проходящие корабли от высадки на берег прокажённых.

 Роман «Остров» о Спиналонге британской писательницы Виктории Хислоп – попытка побороть общественную предвзятость, изоляцию - «клеймо больного». Роман был переведен на 14 языков, а его продажи превысили 850 000.

Если Вы окажетесь на этом острове найдите эти руины! Уродливые кактусы, кажется тоже поражены страшной болезнью, покрыты наростами и чёрными пятнами.

Как на этом каменном острове некоторые человеческие души, не смотря на их болезнь, изоляцию, продолжали трудиться, жить, создавать семьи и в результате отстояли свои права на лучшее будущее, потому что они любили жизнь и были сильны? Нам уже не понять!

До Виктории Хислоп о Спиналонге писали : Галатея Казандзаки в 1914 году «Больное государство» - история любви, действия которой происходят на острове и Фемос Корнарос, который в 1933 году опубликовал свою историю страданий «Спиналонга». Данные произведения были недавно переизданы в одном томе под названием «Фемос Корнарос – Галатея Казандзаки. Остров изувеченных. – Больное государство».

  Так же в 1968 г. молодой тогда режиссер, а ныне известный Werner Herzog, снял двенадцатиминутный фильм «Letzte Worte» о лучшем критском игроке на лире, проведшем большую часть своей жизни на Спиналонге. Когда лепрозорий был расформирован и все больные покинули его, он остался один на острове, наотрез отказываясь вернуться обратно. Этот документальный фильм был удостоен премии Международного Фестиваля Короткометражных Фильмов в Оберхаузе.

культура искусство литература проза проза
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА