Опубликовано: 04 декабря 2016 13:40

ПЕРЕКРЁСТОК.

  Переходя большую, нагруженную  гудящими автомобилями центральную улицу ГОРОДА  он задумался.  Это позволяло всегда чего либо  достичь, но  мешало не пройтись по лужам, не налететь на придорожный столбик или на прохожего.

 

   Но вот и это место.  Красуясь свежевыкрашенными фасадами, на перекрёстке центральных улиц, стоит новый, только что построенный жилой дом. Он ещё не заселён и поэтому  чист.  Блестят алюминием козырьки над входами и лоджиями. Картинно  упорядочены пустые окна.

 

   Архитектор представил, как он будет выглядеть, когда налетят жильцы и развесят по лоджиям выстиранное бельё. Куда там  Фридриху Стовассеру (Хундертвассеру)  с его  желанием сделать всё красиво. Красиво в  понимании  Фридриха.

 

   И также каждый житель нового дома вольно или невольно делает это. Но только остальные граждане, гуляющие по центру города недоумевают в вопросе, где центр с его непререкаемой красотой, и почему он так не отличается от замызганного двора собственного  дома. 

 

   «Закрепить угол», есть такое профессиональное выражение у архитекторов.  Это значит, что надобно повысить объёмно-пространственную значимость, создать акцент в ряду застройки выходящей на перекрёсток или площадь, с которых начинается или вокруг которых разрастается микрорайон, жилой район или город. Угол закрепили, и место освоили и деньги «отбили»,  а для  чего всё это.

 

   Настроение почему то портилось. К тому же пошёл дождь.

  

   «Ведь эти не застеклённые «пластические элементы фасада – лоджии»,  примут на себя всю пыль, грязь и шум развивающегося автомобилизма. Как здесь будет житься людям» - думал он.

 

   Хорошего мало.

 

   Он взглянул на мужчину, деловито отмывающего грязные туфли в придорожной луже на асфальте. Иллюстрация полнейшей  деградации городской среды.  Это даже не про лужи.

 

   Он вспомнил этот ГОРОД его молодости, лет тридцать назад. Лужи были, но туфли мыли дома или осторожно вытирали в стороне от взглядов прохожих.  Демонстрация агрессивного  невежества во всём. Начиная от   мытья туфлей , кончая живым фасадом на перекрёстке.

 

   А может первично - фасады. А может люди, живущие в таких домах, подвергаясь воздействию звукового давления в 70-75 децибел, теряют социальную ориентацию. Морская свинка при таком давлении погибает за неделю.

 

   Он вспомнил свою командировку в один из небольших городков.  Пример спонтанного явления капитализма  в  Центральную Россию.  Всё перемешано в застройке. Особенно в так называемом  Центре.  Наслоение Советской «административной» архитектуры, с её «Домами советов» и «Домами культуры»  отделанными смальтой, с постройками первых лет постсоветского периода,  когда уже можно без разрешения «Госстроя» возводить из кирпича.

 

   И строили «сколько влезет». Но как? За время советских запретов класть кирпичную кладку разучились.  И стоят уродливо красные  «достижения» с кривыми арочными порталами и разваливающимися наличниками вокруг окон. 

 

   Следующим этапом развития  явились разбросанные, без всякого генерального плана, «где место было» разнохарактерные домики магазинчиков, банков, телефонных компаний, блестящие новыми  импортными отделочными материалами, применёнными без всякой меры, стиля и системы.   Цветочный магазин «Лолита», поставленный «отдельностоящим», почти посередине улицы. Супермаркет «Канцлер», в бывшей трансформаторной подстанции. Советский кинотеатр «Космос» обляпанный рекламными щитами. Наскоро сбитая хибарка из дерева и профлиста с надписью «Салон красоты».

 

    И смотрит на всю эту фантасмагорию, приводя в сознание  и возвращая в реальность патриархальной провинциальной жизни, старый, разбитый строго по прямым улицам, жилой посёлок. Стабилизируя и сохраняя  реальное сознание.

 

    Да и беляши здесь  уже не те. Лет пятнадцать тому назад они были вкуснее. Потому, что делались из сырого мяса.

 

   Влияние среды на человека, но и невоспитанный человек всегда «украшает»  среду по своему. Какой уважающий себя собственник не переоборудует квартиру и лоджию на свой вкус, и не развешает в лоджиях  картины, бельё и модели планеров. И вот захламленные, раскрашенные лоджии встречают въезжающих в город, весело помахивая свежевыстиранными простынями. А может это и красиво. В стиле определённого флешмоба

.

   Он вспомнил свои проекты, выставляемые на рассмотрение комиссии. На планшетах просторное небо, сочная зелень, яркие люди и автомобили. И жилые дома кристально чистые и все в лоджиях.  «Наверно всё же», подумал он «в них не хватало ЧЕЛОВЕКА для которого всё это было запроектировано».

 

   Нескончаемой рекой, вниз к центру города несутся автомобили и автобусы.  Раньше по ней ходили  тарахтевшие и звенящие трамваи. Порой они не успевшие затормозить срывались с «башмаков» и неслись по уклону.  С каким лихом удавалось запрыгнуть на них или спрыгнуть в нужном месте.  Это делали они - мальчишки. Даже те, кому приходилось ходить на костылях.

 

   Сейчас здесь станция метро, поток галдящих  людей,   и жилые дома с пилообразными стыдливо отвернувшимися фасадами.  Но огромные лоджии  портят всё желание проектировщиков  уменьшить влияние улицы на жилой дом.  

 

   А если не закреплять угол?  Если не идти по пути простейших решений, выдающих только профессиональную ограниченность архитектора?  Если решать вопрос, ориентируясь не на одни только видовые эффекты, возникающие  при взгляде из окна летящего автомобиля?  Если в наших решениях предполагать и учитывать  весь  комплекс  взаимоотношений жилого дома и площади?  Тогда напрашивается вывод, что высотный  жилой дом  надо убрать с площадей,  перекрёстков и магистралей.

 

   Может быть в современной архитектурной типологии нет подходящего набора зданий и сооружений, способных пространственно организовать площадь, оформить её в соответствии с эстетическими и гигиеническими требованиями, предъявляемыми к такого рода градостроительным образованиям. А может уже нет.

   

    Конечно, если градостроительные решения считать  удачным вложением денег,  то  высотному жилому  дому на центральной площади   самое место. Тогда забудем про градостроительство как  искусство синтетическое,  способное  удовлетворять все потребности общества.  И эстетические, и социальные, и коммерческие.  

 

    «А в современном типологическом арсенале зданий и сооружений найдётся чем оформить городскую площадь и центральную улицу, грамотно удовлетворив эти потребности» – решил он, потому что он АРХИТЕКТОР.

культура искусство общество общество Архитектура, площадь, перекрёсток
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА