Опубликовано: 08 декабря 2013 14:03

Завалишин Александр Иванович

Об уральском писателе – драматурге А.И.Завалишине  впервые  после долгих лет молчания рассказал в своей книге «Наше литературное вчера» Челябинского книжного издательства в 1962 году прозаик, литературовед, краевед, член Союза писателей (1949) и Союза журналистов (1957) Александр Андреевич Шмаков.

«Знакомство с земляком» - так называется его рассказ в этой книге о моем двоюродном дяде – писателе-драматурге Александре Ивановиче Завалишине.

Эту книгу  нашей  семье Деревянченко,  подарила двоюродная сестра  нашей мамы -  Мария Ивановна Завалишина - родная сестра  Александра Ивановича Завалишина. Мария Ивановна первая женщина активистка на селе в первые годы советской власти, одна из первых комсомолок и коммунистов, работала в райкомах , затем заведовала парткабинетом в Солнцево Курской области. Она часто приезжала к нам со своей сестрой - Анной Ивановной Балаевой (Завалишиной). В разговорах сестры вспоминали своих братьев: писателя Александра Ивановича и Федора Ивановича -  сельского учителя, краеведа, создателя первого мордовского букваря- родоначальника мордовской литературы. Нам было интересно узнать о них, так как не в каждой семье  были такие родственники.

С этого и начался творческий путь моего брата, Деревянченко Анатолия Александровича, как краеведа, а позже и мой.  Мой брат вел огромную переписку, с государственными архивами, отделами ЗАГС, музеями, с издательствами журналов и газет,  с  односельчанами, родственниками героев своей будущей книги о своем родном селе Кулевчи, где родился и вырос, откуда родом был  и писатель А.И.Завалишин.

  В  моем рассказе будут использованы материалы из архива моего брата и жены А.И. Завалишина- Антонины Николаевны, с моими дополнениями из других источников.

Александр Иванович Завалишин  прожил короткую, но яркую жизнь.

Прошел путь от подпаска, переписчика бумаг Кулевчинского станичного правления, до известного публициста, писателя и сотрудника центральной газеты «Беднота» (позже - «Сельская жизнь»). Своеобразен и тернист его путь в литературу. Сама жизнь, её «университеты» заставили взяться за перо.

Родился Александр Иванович 30 июня (по старому стилю) 1891 г. в поселке Кулевчинском Николаевской станицы бывшего Оренбургского Казачьего войска ( ныне с.Кулевчи Варненского района Челябинской области), в бедной казачьей семье.

 Название поселку дали в честь одержанной ими победы над турками у болгарского села Кулевчи 30 мая 1829 года.

Анисим Семенович Завалишин – дед Александра Ивановича (а  мой прадед)   сражался с турками, был ранен, ходил на коленках, так как ноги после ранения не разгибались. Он   женился на мордовке из  станицы Кулевчинской, где и жила потом семья Завалишиных

Отцу Александра Ивановича  -  Ивану Анисимовичу Завалишину - казаку – уряднику в 1904-1905 годы  вместе с другими Оренбургскими казаками довелось хлебнуть горя и познать всю нелепость Русско - Японской войны. Вернулся раненым, больным. Служить казачьему войску уже не мог. Волостное правление поручило ему возить на лошадях почту односельчанам. Из-за низкого жалованья семья еле-еле сводила концы. Из воспоминаний племянника писателя - Петра Балаева: «Жили   бедно, не было сапог и валенок, но богаты были лаптями. Дед Иван плел  нам всем лапти, в которых ходили летом и зимой. Зимой ноги обматывали всякими тряпками и надевали лапти, и было легко бегать по снегу…

У деда были награды: два креста и три медали, он ими гордился и говорил:

- Будете большими, пойдете на войну, вас наградят за Россию.

Около дома росли 4 тополя, и бабушка Акилина (мать писателя) говорила нам, что их посадили ее дети: Саня, Федор, Анна и Маруся».

Все дети Ивана Анисимовича Завалишина, выросшие в бедной семье,  с детства стремились к образованию.

Александр в детстве был пастухом уток у лавочника - лета 3-и подряд. Потом его отдали в батраки. Учился в казачьей школе три зимы и окончил с похвальным листом. Писал очень красиво, почему и был взят станичным писарем Лаврентием Балаевым в переписчики за 3 пуда ржи в месяц. Рожь была всегда затхлая, из общего амбара. Но рабо­тать переписчиком приходилось очень мало, больше гоняли за вод­кой - раз 6-8 в день доводилось бегать до винной лавки.

Потом родители задумали отправить в С-Петербургскую Военную фельдшерскую школу. В Уездном городе Верхнеуральске он сдал экзамены первым, но соскучился о доме и уехал обратно в Кулевчи, где был  нанят в работники. Однако город стал  привлекать Александра и  вскоре  он опять вернулся в Верхнеуральск. Работал переписчиком в Белорецком волостном правлении, в башкирском  сельском правлении и в Верхнеуральске - в казачьем управлении и др. учреждениях вплоть до военной службы.

В 1910 г. поступил на военную службу в войско­вое хозяйственное управление в Оренбурге . Прослужил год с лишним, был уволен сначала на один год по "неспособности" ( из-за зрения), потом на второй год и в конце концов отделался совсем. За это время работал в Переселен­ческом управлении в земстве, в губернском правлении - писцом, машинистом на "Ремингтоне" и статистиком.

На протяжении всего времени, включительно по 1914 г учился в кружках по самообразованию и на частных вечерних курсах.

Еще в 1911 году в Оренбурге он вместе с  А.Афиногеновым выпустил сборник «Серый труд», который через месяц был конфискован из-за «крамольного» содержания. В этом сборнике был напечатан рассказ Завалишина «Душегуб и ведьма» - небольшая бытовая зарисовка.  В 1913 году кружок молодых литераторов готовит новый сборник «Севы» и в нем печатается рассказ Завалишина «Жизнь, ты нужна».

Как пишет в автобиографии Александр Иванович, его работы привлекли внимание русского писателя и библиографа Николая Александровича Рубакина.  Именно в фондах Рубакина писателем-краеведом А.А. Шмаковым  были обнаружены первые рукописи ЗавалишинаА.И.    

В «Письмах из Лозанны» А. А. Шмакова  есть статья о творческой дружбе и переписке Н.А.Рубакина с А.И.Завалишиным.

В письме от 13 июля 1913 года Завалишин пишет Рубакину в Швейцарию по поводу одного рассказа: «Это от строчки до строчки истина, все  в нем написанное лично мною пережито, перечувствовано, передумано, потому что я являюсь не только автором, а, главное, героем этого рассказа».

Рубакин отвечал Завалишину: «…. Вы писать можете, и я советую вам немедленно заняться опытами в этом деле, хотя бы ради практики в видах будущего..». Он рекомендует начинающему прозаику рассказы Успенского, Толстого, статьи Добролюбова, Писарева.

Ранние произведения А.И. Завалишина, обнаруженные А.А.Шмаковым в фондах Н.А.Рубакина отпечатаны на машинке по правилам дореволюционной орфографии. «Городничий XXвека» датирован маем 1913 года, пьеса «Крючки», отпечатана типографским способом в единственном экземпляре в ноябре 1915 года. На титульном листе два посвящения:

 «С благоговением посвящаю дорогому учителю моему Н.А.Рубакину». Второе – от руки, также выражает благодарность Завалишина своему первому литературному наставнику. И чуть ниже – лаконичные строчки: «На основании закона от 20 марта 1914 года перепечатка воспрещается».

Если в письмах 1913 года литературовед давал наставления, то  в письме от 7 мая 1928 года радовался творческим успехам сотрудника газеты «Беднота», благодарил за присланный сборник рассказов «Пепел».

«Дорогой Александр Иванович! Ваш «Пепел» получил еще в конце марта, но не хотел писать Вам до тех пор, пока не удалось прочитать Вашу книжку. Большое спасибо и за нее, и за добрую память, и за подпись на первой странице, такую трогательно-душевную. Я искренне рад, что много лет тому назад учуял по той Вашей рукописи, какую Вы тогда прислали мне на просмотр, что в Вас несомненно имеется искорка, которая в конечном счете и сделает из Вас писателя…. Читая некоторые Ваши рассказы-сценки, я покатывался со смеху. Нельзя не видеть, что Вы накопили огромный материал житейский и черпали его прямо из жизни..

А язык Ваш – просто прелесть: таких словечек, какие Вы где-то подслушали, и не придумаешь. У меня хранятся все Ваши письма и Ваш первый печатный опыт пьеса «Крючки»(1915 г ).    …. Здешние (в Швейцарии) русские газеты частенько перепечатывают Ваши рассказы…»

Но война прервала переписку и в 1915 г. Завалишин поехал учиться в Москву, в народный университет им.Шанявского, в котором пробыл 2 года до августа 1917 г. Во время учения работал на бойнях, возил овчины, потом   работал  экспертом по валенкам, чулкам, овчинам на складе земсоюза.

Принимал активное участие в февральской революции. По своей инициативе разагитировал две воинские команды: автомобильную роту и интендантскую команду (казармы были на Сущевке) и привел их в главный штаб на площадь Революции (быв.городская дума).

Пока ни в какой партии не состоял, но работал в контакте с большевиками (по Земсоюзу до августа 1917г.). Был выдвинут от рабочих и служащих членом конфликтной комиссии при Главном комитете Всероссийского земсоюза. В августе 1917 г. уехал в Оренбург, где казаками был избран в войсковые секретари Оренбургского войскового правительства.

Доктрину Дутова об автономии Оренбургских казаков секретарь Завалишин не поддержал. В декабре 1917 г. на казачьем войсковом круге (съезде) назвав: правительство Дутова "Нечестным", - сложил с себя звание "войскового секретаря",  высказавшись за большевиков. Это был смелый и решительный поступок. Не каждый казак мог в то время публично признать большевистские Советы.

17 января 1918 г. был избран членом президиума Оренбургского Совета Казачьих депутатов, а в апреле 1918 года был назначен  редактором "Троицких известий" уездного Совета депутатов, вплоть до прихода чехов.

После захвата  Троицка белочехами и дутовцами, Завалишин выехал в Томск, из Томска – к партизанам в Нарымский край(это северная часть Томского уезда). 

Творческую работу  Завалишин не прекращает и в лихие годы гражданской войны. Находясь в Нарымском крае, участвует в партизанском движении, и после освобождения Томска от Колчака, работает заведующим отдела народного образования до апреля 1920 года.

В своем письме от 18 мая 1967 года Антонина Николаевна Сосунова-Завалишина (жена А.И. Завалишина) сообщает Сибиряку (Поздяеву) Иллариону Сергеевичу, директору Мордовского научно-исследовательского института языка, литературы и этнографии (он тоже был арестован 1937 году, от расстрела его спасла тюрьма в Соловках, а и далее  лагерь в Норильске), что в архиве Афиногенова  есть письмо Завалишина, в котором он пишет:

 « … был в Нарымском крае (скрывался при Колчаковском нашествии) написал дельные очерки из тамошней жизни, написал пьесу в Нарыме же -  «Бывшие» в трех действиях. Ставил ее в 1920 году в Томске….»

Весной 1920 года его потянуло домой к престарелым родителям, младшему брату и сестрам. В Кулевчах  летом 1920 г.  он записался в члены РКП(б).

В это время  на селе установилась советская власть. Здесь действовала большевистская ячейка, его брат Федор Иванович Завалишин был одним из ее активистов, вел  просветительную работу. В станичный Совет вошла и их сестра Мария Ивановна Завалишина первая женщина-делегатка.

Весной 1920 года активистами поселка была создана  коммуна имени А.В. Луначарского в числе первых в Верхнеуральском уезде. По инициативе Федора Ивановича Завалишина, брата Александра была   создана вторая коммуна «Мордва». У них был даже свой трактор. С коммунами связано начало электрификации и мелиорации сельского хозяйства на всем Южном Урале. Места засушливые, а засуха и связанный с ней голод начала двадцатых годов вошли в историю. Вот и решили коммунары запрудить на речке водохранилище, на плотине поставить мельницу и гидроэлектростанцию, а поля орошать канавами-арыками. Понятно было, своими силами большое дело не поднять, и послали в Москву ходоков. В феврале 1923 года кулевчинские делегаты напросились на прием к самому всероссийскому старосте М.И. Калинину. Принял, поставил вопрос, и правительство выделило на «стройку века» 250 тысяч рублей. Просто не верится. Помните, что стояло на дворе. Голод, разруха! Но вот так. К седьмой годовщине Октября, впервые на уральском селе зажглись «лампочки Ильича» на своей электроэнергии, заработала своя  мельница, а по весне пошла вода на коммунарские поля. Многие в те голодные годы умерли, а коммунары выжили.

15 августа 1920 года в Кулевчах состоялось собрание, на котором перед односельчанами выступил Александр Иванович Завалишин. Говорил о том, что для юношей и девушек теперь открыты все пути для учебы и строительства светлого будущего. Призывал молодежь вступать в комсомол, сразу записались 75 человек. Так была создана первая комсомольская ячейка.

В октябре  1920 г. Александр Иванович был избран в сельсовет, делегатом на волостной съезд, проходивший в поселке Катенинском, дальше – на губернский съезд в Челябинск.

На губернском съезде был избран членом Губисполкома и на VШ Всероссийский съезд Советов в 1921 г.

Работал в качестве члена губисполкома, в губземуправлении, председателем  губсобеса.

Работал и ответственным секретарем в редакции газеты "Советская правда"(«Челябинский рабочий»)  вплоть до 1922 года.

В это время на сцене Народного дома г.Челябинска А.И.Завалишин ставит свою пьесу «Бывшие».

 В августе   1922 г.  По  распоряжению ЦК ВКП(б)  стал сотрудничать в редакции крестьянской газеты "Беднота».

Работая в редакции «Беднота» журналистом-фельетонистом А.И.Завалишин острие своей сатиры направлял на вредные пороки уходящей эпохи, а вечерами писал художественные произведения. 

Его очерки и рассказы, которые публиковались в газете «Беднота», в дальнейшем вошли в  его  сборники рассказов -  "Не те времена" и "Скуки ради", напечатанные в 1925 году. 

В двадцатые годы Завалишин вступает в литературную группу "Октябрь" и становится профессиональным писателем. Крестьянская газета «Беднота» стала для Завалишина последней ступенью перед вступлением в большую литературу, но он  никогда  не порывал с журналистикой. Очерки и фельетоны - его рабочий жанр до последних дней.

Завалишин жил в бурное время,  сам был участником военных событий, это  помогло ему  создать цикл военных рассказов, опубликованных в 20-30 годы центральной печатью: «Бабий бунт», «Фронтовик», «Три дня», «Пепел». В 1927 году была написана пьеса «Таежные гудки» о борьбе партизан с колчаковщиной в Сибири.

Благодаря природному таланту, постоянному самообразованию и тому обилию фактического материала, какой скапливался годами в журналистском портфеле, А.И.Завалишин сумел за свою короткую и напряженную жизнь издать 17 книжек с рассказами, повестями, очерками и пьесами. Свои первые заметки в газете он подписывал псевдонимом «Алексей», этот псевдоним и пышные усы были неслучайны. Он благоговел перед авторитетом Максима Горького. Он по его примеру жил в гуще народных масс и событий. Работал в корпунктах при строительстве Магнитки и завода гиганта «Уралмаша».

После первой встрече с Горьким, которая состоялась 2 июля 1921 года в дни съезда заведующих губсобесов, Завалишин напечатал в челябинской газете «Советская правда» от 24 июля 1921 года рассказ «У Максима Горького». Беседуя с челябинским делегатом, Горький поинтересовался, кем Завалишин работает.

- Членом губисполкома- ответил Завалишин, – но мне хочется перейти на литературную работу… а обстоятельства не позволяют…

- и хорошо, - спокойно сказал Горький.

- почему хорошо?

- Писать всегда успеете.. надо жизнь вбирать. Работы много, а Вы – молоды Почувствуете сами, когда надо писать…

Последняя восемнадцатая по счету итоговая книжка – сборник «Рассказы» вышла в издательстве «Советский писатель» в 1959 году, через 21 год после смерти писателя. В этом издании его лучших рассказов много сил отдали жена Антонина Николаевна Завалишина-Сосунова и Андрей Васильевич Успенский – председатель комиссии по литературному наследию А.И.Завалишина. в литературную энциклопедию имя А.И.Завалишина вошло потому, что он один из зачинателей советской драматургии.

С театром он имел самые тесные и плодотворные отношения. Одна из первых пьес «Бывшие» ставилась на сцене Челябинского Народного Дома в 1922 году, а до этого в 1920 году прошла в Томске.

Его пьеса-плакат об энтузиастах-строителях знаменитой Магнитки «Стройфронт» впервые ставилась в Москве в театре Революции в 1932 году с участием таких заслуженных артистов,  как Д. Н.Орлов и А.В.Богданова и К.А.Зубов.

 Эта пьеса в 1967 году была поставлена коллективом Магнитогорского драмтеатра им. Пушкина  к юбилею своего города и в том же году была показана на сцене Челябинского драмтеатре. Пьеса «Партбилет»  ставилась более 50 раз(до 1938 года) в театре Революции в Москве. Только за полсезона 1930 года пьесу посмотрели зрители 9 городов страны.

В июле 1930 года Завалишин, как журналист и писатель, три месяца наблюдал за ходом  строительства плотины на реке Урал. Здесь в 150 км от родного села Кулевчи, по горячим следам событий у горы Магнитной зародилась знаменитая пьеса «Стройфронт», принесшая бессмертие молодому драматургу. Уже в мае 1931 года пьеса Стройфронт» ставилась на сцене Московского театра Революции. Как журналист, он освещает и строительство Уралмаша.

О пьесе «Партбилет» (о комчванстве) сказать надо особо. В 1929 году была написана только рукопись, а опубликована так и не была.

Из воспоминаний директора театра Революции Зубцова Ивана Сергеевича, рассказанных жене Завалишина в 1957 году: «…. При просмотре пьесы «Партбилет» в театре Революции были главреперткома Гандурин и Равич и были приглашены более 15 человек старых большевиков, в их числе Мария Ильинична Ульянова-Елизарова, члены Президиума Коминтерна. Все высказались в пользу постановки пьесы в театре Революции. Пьеса была разрешена и прошла в театре около 50 раз… ».  А вот через девять лет, в 1938 году, она легла в основу его дела при аресте, припомнили  критику партийного работника в этой пьесе.

Он много работал над  пьесой «Платовка». Так называлась родная станица С.М.Буденного,  переименованная к тому времени в станицу Будёновская, Пролетарского района, Азовско-Черноморского края, в которой Завалишин  был в июне 1935 года. В своем письме от 29.06.35 г он пишет артисту театра Дмитрию Николаевичу Орлову:  «…Записал я тут со слов старухи Буденной много о детстве, о юности и первых днях организации конной, много интересного о бытовой человеческой стороны. Мать, конечно, не газетчица и говорит правдивее и объективнее о самом любимом сыне. Встречаю очень много интересных типов из конницы Будённого. Здесь все партизаны…».

Самого Буденного и должен был играть Д.Н.Орлов. По этому поводу в письме от 25 августа 1935 года Д.Н.Орлову он пишет: « …Был на днях у заместителя Семёна Михайловича Буденного. Говорил про киносценарий с твоим участием в главной роли. Тебя очень хорошо знают они оба и изъявляют полное согласие на содействие и консультацию»

Напечатать пьесу  А.И.Завалишин не успел, он был оклеветан и 31 января 1938 года  арестован.

  Какое печальное совпадение.  В родном селе организовывались коммуны, одним из организаторов был и родной брат писателя - сельский учитель Федор Иванович Завалишин.

 Членов коммун в селе называли коммунарами, а 21 апреля 1938 года Александр Иванович был расстрелян на спецобъекте Центрального аппарата НКВД  «Коммунарка». 

Погиб Александр  Иванович Завалишин на самом взлете  своего творчества.

Его жена, Антонина Николаевна Сосунова-Завалишина,  была арестована 28 апреля 1938 года (уже после его гибели) и 8 лет провела в КАРЛАГе,  и  о судьбе мужа не знала долгие годы. Через 16 лет ей сказали, что он заболел и умер в тюрьме в 1939 году, так же считали и мы, все его родственники. Точные сведения были под грифом «секретно».

Долгие годы добивалась Антонина Николаевна восстановления честного имени своего мужа. Много она оббила порогов, куда  только не писала, и вот 15 сентября 1956 года он был посмертно реабилитирован, но  до конца своих дней Антонина Николаевна так и не узнала, где он похоронен.

Из  рассказа «Расстрельные ночи» Виталия  Шенталинского в журнале «Звезда»:

«Весной 1999-го, последнего года ХХ века, на пороге нового тысячелетия, Госбезопасность передала «Коммунарку» в ведение Русской православной церкви. Потомки погибших — дети и внуки — смогли, наконец, принести цветы на место гибели своих родных.

Снаружи, у ворот в «зону», — простая металлическая доска: «В этой земле лежат тысячи жертв политического террора 1930—1950-х годов. Вечная им память».

По крупицам у писателей собирала Антонина Николаевна уничтоженные произведения. Ей так хотелось издать его работы, и вот  в 1959 г вышел из печати  сборник А.И.Завалишина Рассказы.

Поиск  произведений и материалов о  жизни писателя продолжил  А. А. Деревянченко, в этом ему помогали дочь писателя Альта Александровна Степанова. Огромную помощь своими воспоминаниями о брате оказала  сестра писателя Мария Ивановна Завалишина, которая окончила КУТВ (Коммунистический университет трудящихся Востока), была первой-женщиной делегаткой в станичном Совете Кулевчей, возглавляла женсовет, а в последствии заведовала парткабинетом РК КПСС г.Солнцево Курской области. Вспоминая о брате, говорила: «… в ноябре 1934 года я встретилась с Сашей на его квартире в Москве. Брат  сильно изменился. Тревогу, задумчивость выражали его глаза, а высокий лоб с вьющейся шевелюрой волос был испещрен морщинками. Волосы отливали серебром…».

- Как-то летом я   встретила его в Москве, - смотрю, а дядя Саша идет через Трубную площадь, в белой рубашке-косоворотке на выпуск и почему-то босиком. Был он прост и чуток к нам, молодым людям, тянувшимся к знаниям, - вспоминала ветеран партии односельчанка Евдокия Петровна Велина, в то время  студентка КУТВ.  Е.П.Велина оказывала помощь А.А.Деревянченко в сборе материалов о кулевчинцах.

В семье Завалишиных было четверо детей и  около своей землянки они высадили четыре тополя. Нет уже той землянки, но стоят живыми памятниками два оставшихся тополя.

В 1967 году  коллектив Магнитогорского драмтеатра им.А.С.Пушкина под руководством главного режиссера А.Резинина поставил пьесу А.И.Завалишина  «Стройфронт».  Этот спектакль был удостоен областной премии "Орленок» и диплома I степени на Всероссийском смотре.  В том же 1967 году пьеса была показана на сцене Челябинского драмтеатра, а в Магнитогорске она шла несколько сезонов.

Именем писателя Завалишина названы улицы в  Тракторозаводском районе города Челябинска, в районном центре Варна.

Александр  Иванович Завалишин был высоким ростом, с пышными усами и шевелюрой.

Вот таким высоким с книгой в руке он и предстал у себя на родине в 1991 году в свое 100-летие в белом памятнике, рядом с Кулевчинской школой  на улице своего имени.  

                           Краевед Зоя Дудина (Деревянченко) - двоюродная племянница писателя

культура искусство литература проза рассказ
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА