Опубликовано: 18 марта 2014 13:14

Песня — мой самый близкий друг . Марк Бернес

Марк Бернес.

Песня на экране присутствовала всегда, но именно Марк Бернес  вывел песню на передний план в кинематографе.  Заразительной инерции Бернеса хватило еще надолго. Это сегодня жанр актерской песни практически умер, а в золотой век отечественного кинематографа у нас было великое множество талантливых поющих артистов: от Рыбникова и Высоцкого до Боярского, Миронова, Караченцова...

 

Марк Наумович Бернес — явление для советской культуры уникальное. В том смысле, что, будучи актером, в людской памяти он остался прежде всего благодаря исполненным им песням. В самом деле, много ли можно вспомнить поистине ярких, бессмертных характеров, созданных Бернесом в кино? Конечно:  Дзюбин («Два бойца»), лейтенант Кожухаров («Истребители»), подполковник милиции Василий Градов («Дело №306») и Костя Жигилев («Человек с ружьем»). Но это, пожалуй, и все — хотя артист снялся более чем в сорока кинолентах.  А вот песен, которые обожала слушать и петь вся страна, — значительно больше. «Темная ночь», «Шаланды полные кефали», «Спят курганы темные», «Тучи над городом встали», «Хотят ли русские войны», «Журавли», «Огромное небо», «С чего начинается родина», «Враги сожгли родную хату», «Если бы парни всей земли», «Песенка фронтового шофера», «Любимый город» — это и многое другое на слуху по сей день.

 

Диапазон голоса Марка Бернеса  был не велик. Но это была эмоциональность : доверительная, рассудительная, глубинная, к тому же усиленная и подчеркнутая приятным, стопроцентно мужественным тембром.

Бернес даже не столько пел — он интонировал, но интонировал в унисон с настроениями и переживаниями советских людей. Трепетно затрагивал  струны души, при этом не влезая в нее, это качество было куда важнее, чем способность брать запредельные ноты и перепрыгивать из октавы в октаву. Бернес вообще пел не ноты, а чувства.  Он никогда не был равнодушен к исполняемому материалу, более того — некоторые песни (в частности, «Я люблю тебя, жизнь», «Журавли») дошли до нас в том виде, в котором мы их сегодня знаем, во многом благодаря творческой редактуре Марка Наумовича, его твердому вмешательству в первоначальный авторский замысел.  Этим он, кстати, порой раздражал и отпугивал многих композиторов и поэтов: поговаривали, что Бернес мог бесцеремонно разбудить авторов среди ночи с требованием заменить ту или иную строчку. Но они терпеливо сносили издержки строптивого характера, потому что мечтали, чтобы Бернес пел их песни. Время показало, что он был прав: впоследствии даже в свои сборники некоторые поэты были вынуждены включать именно «бернесовскую» редакцию, потому что она, прозвучав в эфире, полюбилась и запомнилась людям. Именно версию Бернеса пели на улицах— а более высокой оценки песни, как известно, не существует. Согласитесь, едва ли вышеупомянутые «Журавли» пользовались бы такой нежной интернациональной любовью, если бы в тексте остался первоначальный вариант Расула Гамзатова (при всем глубочайшем уважении к поэту): «Мне кажется порою, что джигиты...».

Марк Наумович был человеком сложным. Порой несговорчивым и неуживчивым, довольно замкнутым, с непростой личной жизнью. Но главное — что отмечали многие современники — он был полной противоположностью созданным им экранным образам и лирическим песенным героям. В них артист, как правило, предстает спокойным, волевым, мужественным, относящимся ко всем жизненным невзгодам почти с пренебрежением. Однако в жизни Бернес был легко ранимым и внутренне незащищенным человеком. Любую несправедливость он воспринимал остро, на свой счет — возможно, именно поэтому всегда выглядел старше своих лет и, рано износив сердце, умер в 57 лет.

«Песня — мой самый близкий друг — говорил артист. — С ней я делю свои радости и беды. В песне храню память о лучших и тяжелых годах. Моей песне не надо орать, будто она глуховата. Не надо биться в конвульсиях. Она тихо и спокойно говорит о том, что ее волнует, от каких печалей у нее наворачиваются слезы, от каких радостей эти слезы высыхают. Если самый несчастный человек станет чуть счастливей, если самый одинокий вдруг услышит, что кто-то разделил его одиночество, — значит, с моей песней все обстоит благополучно».

Мысли после прочтения книги 

"Марк Бернес в воспоминаниях современников"

изд.Молодая гвардия 2005 год

фото из книги

культура искусство музыка музыка
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА