Опубликовано: 01 декабря 2013 21:49

Путь художника: 60-летие Александра Сергеевича Кузина. THE PATH OF AN ARTIST - ALEXANDR KUZIN IS 60!

                

                    Шапинская Е.Н.

Путь художника: 60-летие Александра Сергеевича Кузина.

                       

В Малом театре шел спектакль, который давно уже стал хрестоматийным - "На всякого мудреца довольно простоты" А.Н.Островского. Казалось бы, что можно придумать нового в одной их самых известных пьес русского классика? Спектакль Омского театра драмы, идет в рамках Фестиваля «Островский в доме Островского". Что может быть в этом интересного для избалованной московской публики, которую не удивишь и западными, и восточными знаменитостями, и многочисленными фестивалями? Народу в театре очень много, публика разная - и те, кто любят приверженный традициям Малый театр, вопреки всем трендам новых театральных пространств, и молодежь, пришедшая познакомиться с классикой, и профессиональные критики.   Мир Островского, который постепенно раскрывался перед зрителем, попыток модернизации или эпатажных "находок", столь распространенных в сегодняшних интерпретациях классики. К концу спектакля эмпатическое вхождение в мир героев было полностью достигнуто, а мир этот и смешон, и драматичен, и парадоксален, как сама жизнь, которую великий Островский умел показать в сценическом воплощении как, пожалуй, никто другой. Никаких "примет современности" в виде планшетов или мобильных телефонов в спектакле не было, все было выдержано в "аутентичной" традиции - и все же это был современный спектакль, с той иронией, которая уместна при взгляде из сегодняшнего дня на человеческие слабости и пороки, очень отчетливо видные, когда мы говорим о прошлом, и не замечаемые, сознательно или нет, в нашем "здесь и сейчас". Эта гармония уважения к традиции и взгляда человека сегодняшнего дня, иронии и серьезности, погружения в прошлое, не теряя присутствия в своем времени - несомненно заслуга режиссера. Режиссер этого спектакля - Александр Сергеевич Кузин - сам удивительно похож на Островского своей "русскостью", основательностью своего облика и в то же время внутренней силой, которая проявляется прежде всего в многообразии творческой деятельности - актерской, режиссерской, педагогической.

Сегодня, когда Александру Сергеевичу исполнилось 60, можно и нужно говорить о пути художника, на котором, как  и у всякого творческого человека, было много взлетов и трудностей, о пути, который продолжается и содержит в себе обещание нового и неожиданного. Прошлое - это то, что всегда с нами и во многом определяет наше настоящее, а опыт художника - это те сокровища, которые находят достойное место в творческой судьбе иногда в самое неожиданное время, которые отзываются в деятельности учеников, которых у Александра Сергеевича много. Поэтому, не ставя точку, а обозначая очередную веху на пути художника, попробуем обрисовать этот путь в искусстве, так прочно связанный с судьбами русского искусства нашего времени, когда драматические события в культуре и обществе в целом меняли и зачастую ломали судьбы людей искусства, когда театральная жизнь, сформированная в советский период, встала перед вызовами нового глобализованного информационного общества, когда тотальная медиатизация и засилье маскульта ставили вопрос о необходимости и жизнеспособности театра как такового.

Сценический путь Александра Кузина начинался в Ташкенте, когда этот азиатский город был важной частью просторов советской Родины, где развивалось и национальное, и русское искусство. Именно там он окончил актёрский  (1975), а  затем и режиссёрский (1983) факультет Ташкентского театрального  института, там начинал работу в  Ташкентском русском театре драмы, где  сыграл более 40 ролей в, снимался в кино. С 1982 по 1990 год работал в этом театре как режиссёр. Но судьба нашей страны, сломавшая многие человеческие судьбы, привела к тому, что Александр Сергеевич вместе с семьей переехал в самое сердце России, в Ярославль, который и стал его домом, где он реализовал себя не только как режиссер, но и как театральный педагог. И хотя он никогда не работал в театре Ф.Волкова, а только ставил там отдельные спектакли, сам театральный дух Ярославля способствовал творческому расцвету режиссера.

На наш взгляд, выбор Ярославля как поля деятельности талантливого художника не случаен. Есть обстоятельства, определяющие человеческую и творческую судьбу, субъективные, обусловленные многими обстоятельствами повседневной жизни, но есть и более судьбоносные факторы, есть соответствие человека и его позиции в социокультурном пространстве. В данном случае Ярославль - это исторически сложившееся пространство для реализации творческой личности в театральной сфере.

Театр Фёдора Волкова в Ярославле принято считать первым русским публичным общедоступным профессиональным театром. Это была не труппа, не отдельная постановка, а именно театр с организационной точки зрения — с постоянным репертуаром, с билетным хозяйством, со всей «матчастью» — зданием, декорациями, костюмами (когда «волковцы» уезжали по вызову Елизаветы Петровны в Петербург, одних костюмов набралось на 19 подвод).[1]К концу XIX века ярославский театр был знаменит на всю Россию как один из лучших. На его сцене выступали Иван Москвин, Леонид Собинов, многие другие знаменитые деятели русского театра. Когда 100-летие театра отмечалось в 1856 году в Петербурге,  Михаил Щепкин произнес знаменитую фразу «…Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны!»Ярославский театр им. Ф. Волкова — один из самых известных и крупных театров российской провинции. Он располагается в здании, построенном для него в 1911 году — на площади, получившей имя Фёдора Волкова и по соседству с памятником основателю русского театра (установлен в 1973 году).

В Ярославле Александр Кузин нашел второй дом и продолжил педагогическую деятельность, которую начал еще в Ташкенте. С 1992 г. он успешно работает в Ярославском государственном театральном институте, воспитывая поколения молодежи в духе уважения и любви к своей профессии и высокому искусству театра. Практика педагогической деятельности закономерно привела к ее теоретическому осмыслению - в 2002 г. Александр Сергеевич защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Социально-профессиональное становление актера в современном театральном вузе».

"Когда Кузина пригласили возглавить Ярославский ТЮЗ, у него был выбор из нескольких театров в разных городах России по эту и по ту стороны Урала, в том числе и значительно более крупных, чем Ярославль. Город старинной театральной культуры, старинный и по-своему трогательный, привлек его, и жизнь в течение года, с семьей, при круглосуточной загрузке в театре, казалась естественной платой за эти бескорыстные устремления. Первый инфаркт - буквально следом за оглушительно успешной премьерой «На дне», спектакля настолько мощного, что его невозможно было вывезти на гастроли, и зрители и ведущие российские критики - И. Соловьева, Т. Шах-Азизова, зубастая молодежь - ехали в Ярославль на «это невероятное зрелище». Коллеги и начальство патетически называли Александра Сергеевича прирожденным строителем - а он и строил театр в течение 13 лет, привел сюда своих студентов, каждый выпуск - с несколькими готовыми спектаклями. Но цена, уже не только в переносном, а в прямом, финансовом смысле, оказалась слишком дорогой; эту цену госбюджет платить за творчество не захотел, а у Кузина накопилось такое количество предложений о постановках, что до сих пор очередь из ожидающих растягивается на 3-4 года вперед, уже с конкретными датами, названиями пьес и распределением ролей. Но уже вне Ярославля. В открытом письме, адресованном труппе ТЮЗа и зрителям и опубликованном в августе 2003 года в «Северном крае», Кузин писал: «Когда в 1990 году я принимал руководство ТЮЗом, в главных кабинетах Ярославля меня просили построить театр, за который не было бы стыдно. Театр я, вместе с вами, мои взрослые и молодые коллеги, мои любимые зрители, построил. Нам с вами за него не стыдно ни в ходе фестивалей, ни перед иностранцами, приезжающими у нас учиться». "[2]

Итак, Александр Кузин - актер, режиссер, педагог. Можно говорить о состоявшейся судьбе в искусстве, о том, что его творческая личность живет в воспитанных им молодых актерах. Его творчество признано и отмечено многочисленными званиями и наградами - кандидат педагогических наук, профессор, народный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Международной премии К.С. Станиславского, лауреат премии им. М.И. Царева, лауреат премий им. Ф.Г. Волкова. Но путь художника - это всегда путь исканий, а у столь рефлексирующей личности эти искания преломляются в разнообразной деятельности, объединенной служением Театру.

Как режиссер Александр Кузин многогранен, а география его деятельности очень широка - он поставил более100 спектаклей в Москве, Санкт-Петербурге, Ташкенте, Ярославле, Самаре, Саратове Омске, Красноярске, Новосибирске, Костроме. Кроме того, Александр Кузин осуществил совместный российско-турецкий проект по постановке пьесы современного турецкого автора в России, руководил работой театральной лаборатории актеров из Германии, подготовил большую группу актеров и режиссеров театра и кино для Узбекистана, Туркмении, Киргизии. Вел театральные мастер-классы в Германии и Южной Корее. "В своем режиссерском творчестве А.С. Кузин является продолжателем традиций русского психологического реалистического театра, постановщиком свыше 80 спектаклей., Поставленные по произведениям мировой и русской классики, современной западной и русской драматургии, его спектакли отличаются оригинальностью интерпретации авторского замысла, глубиной и тонкостью проработки психологического рисунка ролей, разнообразием сценического рисунка, актуальностью звучания в современном социально-нравственном контексте."[3]

В связи с этим невозможно избежать некоторых рассуждений о положении режиссера в современном театре, которое зачастую вызывает много возражений с точки зрения полной деконструкции текста произведения в угоду режиссерской фантазии и стремлению к самовыражению или эпатажу. Во многом это связано с постмодернисткими принципами фрагментации и плюрализма, которые привели к разрушению сложившейся веками традиции в этой области. Многие жанры искусства, традиционно относящиеся исключительно к области "высокого" искусства, стали восприниматься как часть живой художественной жизни наших дней, где постмодернизм давно стер грани между «высоким» и «низким» искусством, а массовая культура охватила все глобальное мировое пространство, оказав через тотальную медиатизацию несомненное влияние и на четко ограниченные в прошлом поля различных видов искусства.[4] С другой стороны, специфика художественной жизни нашего времени привела к тому, что "...личность режиссера...определилась в своем многообразно зависимом качестве".[5] Режиссер всегда зависим от литературного материала автора, с которым у него могут быть разные отношения в зависимости  от многих факторов, как социокультурных, так и личностных. В любом случае творческое начало режиссера всегда входит в определенное противоречие с авторским началом, даже при условии единства концепции и подхода. Особенно этот акцент на право субъективного видения проявился в ХХ веке, когда концепции художников-модернистов утвердили право художника на автономность своего творение от авторской интенции или диктата."Эта антиномия, - пишет Т.Злотникова, - преодолевалась на пути внутреннего спора с автором, переосмысления авторских художественных принципов с позиций меняющегося времени".[6]На наш взгляд, именно в этом хроноцентризме любого исполнительского искусства заложен творческий импульс режиссерской работы. Если постановщик относится к произведению и автору с уважением, знает контекст создания произведения и не стремится во что бы то ни стало "осовременить" его путем включения реифицированных "примет времени", он все же ориентируется на зрителя - своего современника, который живет в определенных социокультурных условиях, в хронотопе, который отличается от хронотопа автора произведения, причем чем дальше отстоит произведение во времени, тем сложнее воспринять его в темпоритме, характерном для иных эпох, когда жизнь текла достаточно неторопливо и размеренно. Постмодернистские тенденции культуры, в которых прошлое, история предстает как множество фрагментов, в которые постановщики, то есть производители новых интерпретаций, играют , изменила и понятие истории применительно к театральному искусству или, вернее, понятие времени. В своем исследовании оперной сцены наших дней я выделяла несколько стратегий постановщиков по отношению ко времени, которые так или иначе воплощают различные темпоральные структуры, зачастую играя различными видами времени и перемещаясь между ними. Условно можно обозначить стратегии  постановок по отношению ко времени как модернизация,  воссоздание аутентичности, универсализация. Режиссер, интерпретирующий классику, в той или иной степени придерживается одного из этих направлений, и даже самое бережное отношение к классике не означает консервации смыслов, которые остались в прошлом культуры. "Не случайно сам процесс историко-культурного развития искусства позволил установить представление о том, что механизм интерпретации применим к любому тексту классического произведения, поскольку такой текст является открытой системой, содержащей непознанный запас смыслов".[7] Самое трудное, на мой взгляд, в работе режиссера сегодня, когда - как может показаться - все уже поставлено и распространено по информационному пространству - это суметь найти гармонию между "реабилитацией" автора (весьма важным моментом после преобладания принципа "смерти автора", провозглашенного Роланом Бартом) и самовыражением, своим отношением к тексту, сформированным с позиций своего времени и своего личностного опыта.[8] То, что я увидела в "Мудреце", поставленном Александром Кузиным в Омском театре драмы, было именно таким сочетанием бережного отношения к автору, его тексту и историческому контексту и взгляду современника, который смотрит на прошлое с легкой иронией (что неизбежно в комедии о человеческих слабостях) и в то же время с осознанием, что то, что происходит на сцене - это и наше время, и наши проблемы. Такое отношение к классике  - результат всего жизненного пути режиссера, и он реализует его в постановках Шекспира, Мольера, Чехова и многих других авторов, вошедших в золотой фонд мировой драматургии. Мы сознательно выбрали именно интерпретации классических произведений, оставив в стороне постановки современных авторов, которые также занимают видное место в творчестве режиссера. Достаточно перечислить его спектакли - среди лучших постановок Кузина - «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Тартюф» в театре Волкова  Ж.-Б. Мольера, «На всякого мудреца довольно простоты» и «Бешеные деньги» А.Н. Островского, «Доктор Чехов и другие» по А.П. Чехову, «На дне» и «Последние» М. Горького, «Калигула» А. Камю, «Не играйте с архангелами» Д. Фо, «Лев зимой» У. Голдмэна, «Марафон» К. Конфортеса, «Быть или не быть» У. Гибсона, произведения классиков русской литературы ХХ века - В. Шукшина, Б. Окуджавы, Э. Радзинского, С. Маршака, К. Чуковского, Е. Шварца, пьесы наиболее ярких современных русских авторов - Н. Коляды, Н. Садур, Г. Горина. И все же главным, на наш взгляд, является работа с классикой, русской и зарубежной. Поскольку об интерпретации Островского мы уже говорили, обратимся к одному из самых репертуарных представителей зарубежной драматургии - к Мольеру, а именно к "Тартюфу", поставленному в театре Волкова в 2012 г. Это не первое обращение Кузина к классику - "...несколько лет назад в спектакле петербургского ТЮЗа им. А. Брянцева он уже доказал свое уникальное чувство мольеровского стиля."[9] И здесь то же самое бережное отношение к тексту, акценты не столько на гротескно-комическом аспекте мольеровской комедии, сколько на изучении человеческой психологии, не меняющейся со временем и культурным контекстом,что делает "Тартюфа" в этой постановке "...не социальной сатирой, а драмой губительных заблуждений, страстей".[10] Это сочетание вечного и сиюминутного подчеркнуто и в сценографии, где намек на аутентичность сочетается с общечеловеческим пафосом произведения. "...белая модель дома - не столько жилище мольеровской эпохи, сколько его праобраз, эскиз, архитектурная графика XVII века. Отсюда эффект хрупкости, иллюзорности, недолговечности этого жилища. Многочисленные окна и двери, зияющие в белых стенах, из которых будут появляться герои, создадут впечатление непрерывного «броуновского» движения на сцене."[11] такой же принцип положен и в основу постановок шекспировской трагедии "Ромео и Джульетта", трогательной и нежной и "жутко-жесткое продолжение в горинской «Чуме на оба ваши дома»."[12]

Можно долго говорить о разных аспектах режиссерской деятельности Александра Кузина. Отдельно хотелось бы остановится на его опыте зарубежных постановок - он осуществил совместный российско-турецкий проект по постановке пьесы современного турецкого автора в России, руководил работой театральной лаборатории актеров из Германии, подготовил большую группу актеров и режиссеров театра и кино для Узбекистана, Туркмении, Киргизии, вел театральные мастер-классы в Германии и Южной Корее.  Особый интерес представляет работа в  Сеуле, где в 2004 г. была поставлена очень интересная версия "Ревизора".

Но все же еще более интересным представляется его работа в качестве педагога, которая тоже дала прекрасные результаты - под его руководством воспитано более 100 актеров, работающих в России, США, Болгарии, Греции, Франции, Германии, Южной Корее, Узбекистане, Киргизии, Казахстане,  ряд режиссеров, осуществляющих постановки в этих же странах.  На наш взгляд, работа педагога, преподавателя, наставника в области искусства, не только театрального, тесно связана с представлениями об этом искусстве как части современного культурного пространства, с системой ценностей, которая должна быть основой всякой творческой профессии. Как преподаватель Александр Кузин создал свою концепцию театральной педагогики (успехом которой автор данной статьи был свидетелем во время мастер-класса на фестивале "Подиум", прошедшем в Щукинском училище).

Студенты показали самые разнообразные фрагменты своих работ, начиная с тренинга и заканчивая сложными вокальными номерами, - работа мастера наставника помогла и выявлению индивидуальных возможностей, и умению работать в ансамбле.

Концепция театральной педагогики Александра Сергеевича складывалась много лет, за которые были подготовлены многие студенты, осмыслен опыт, написана кандидатская диссертация, статьи и книга. Он исходит из понимания того, что поколение современных студентов более невротизированно, у них больше внутренних конфликтов, их мучает непонимание со стороны родителей и вообще старших, они чаще конфликтуют в школе и семье. Альтернативой деконструктивности воздействия современного общества потребления на личность будущего профессионала в сфере искусства можно рассматривать целостную систему эстетического воспитания, включающую в себя 2 компоненты: как профессиональную (упражнения, тренинги, этюды, постановка дипломных спектаклей), так и социально-нравственную (реализация потребности в заполнении коммуникативного вакуума, широкое эстетическое развитие личности путем приобщения к ценностям классического искусства, включение в социокультурные реалии провинциального российского социума). Педагогическая деятельность театрального педагога гораздо шире передачи умений и навыков профессионального мастерства - он направлена на воспитание личности актера, который во многом будет формировать нравственный климат общества в целом и своей деятельностью утверждать или разрушать этические и эстетические ценности. Личность мастера, профессионала в системе профессиональной художественной деятельности очень важна в этом процессе.

В становлении личности мастера, художника, в состоявшейся судьбе русского художника театра Александра Кузина есть еще один аспект, который, на наш взгляд, во многом эту судьбу определил - это семья, которая всегда, во всех сложных перипетиях артистической жизни, была надежной поддержкой. рядом с Александром Сергеевичем много лет, со времени его студенческой молодости замечательный человек, прекрасный профессионал – театровед, педагог - Татьяна Злотникова.

Их судьба - это общая судьба их жизненных установок и достижений, их детей и их работ - книг Татьяны Семеновны и спектаклей Александра Сергеевича, которые, на мой взгляд, стали результатом совместного творчества двух близких людей.

Весь путь Александра Кузина в жизни искусстве - это путь художника, путь человека, путь творческой личности и путь России нашего сложного времени перемен. Этот путь продолжается, и мы надеемся, что он даст много удач и достижений Александру Сергеевичу, его семье, его студентам и зрителям. 

 

[1] См.: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80_%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%8B_%D0%B8%D0%BC._%D0%A4._%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0

[2] http://www.alexanderkuzin.ru/biografiya.html

[3] http://www.alexanderkuzin.ru/biografiya.html

[4] См. статью автора: Шапинская Е.Н. Опера в контексте посткультуры: игры с классикой и конфликт инрепретаций.// Культура и искусство, №3(15), 2013. ( Те выводы, которые мы сделали в отношении оперы, вполне применимы и по отношению к театральному искусству в целом).

[5] Злотникова Т.С. Эстетические парадоксы режиссуры: Россия, ХХ век. Ярославль, 2012. С.21

[6] Там же.

[7] Там же. С.49

[8] См. по проблеме репрезентации истории статью автора: Образы прошлого в культуре постмодернизма: репрезентация или пастиш?// История - история культуры - историческая культурология - cultural history. М., "Совпадение", 2013. Сс.159-168

[9] http://www.alexanderkuzin.ru/premery.html

[10] Там же.

[11] Там же.

[12] http://www.alexanderkuzin.ru/biografiya.html. Речь идет о трагикомедии Г.Горина "Чума на оба ваши дома" (1994)

                    ..

: 60- .

 .

" .. , 80 ., , , , , , - ."[3]

, . , . , "" , , «» «» , , .[4] , , "... ... ".[5] ,   , , . , . , - ." , - ., - , ".[6] , . , "" " ", - , , , , , , , . , , , , , , , , . , , .   ,  , . , , , , . " - , , , ".[7] , , , - - - "" ( " ", ) , , .[8] , "", , , , ( ) , , - , .   - , , , , . , , . - - « » . , «»  .-. , « » « » .. , « » .. , « » «» . , «» . , « » . , « » . , «» . , « » . , - . , . , . , . , . , . , - . , . , . . , , , . , - , "", 2012 . - "... . . ."[9] , - , , , "" "... , , ".[10] , . "... - , , , XVII . , , . , , , «» ."[11] " ", "- « »."[12]

. - - , , , , , - .     , 2004 . "".

, - 100 , , , , , , , , , , ,  , .  , , , , , , , . ( - "", ).

, ,

культура искусство театр драма режиссура педагогика
Facebook Share
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА